Фильм Экипаж (1979) смотреть онлайн все серии подряд в хорошем HD 1080 / 720 качестве
Фильм Экипаж (1979) смотреть онлайн

Фильм Экипаж (1979) смотреть онлайн

    FullHD
    РУС
    Рус AI
Развернуть трейлер

Советские фильмы давно стали историей. Сегодня, спустя десятилетия, мы с удовольствием смотрим их, поэтому забвение им навряд ли грозит. Хотите убедиться в этом – посмотрите онлайн «Экипаж» (1979). Этот киношедевр Александра Митты по-прежнему любим зрителем, как и много лет назад. Фильм-катастрофа – так про него можно было бы сказать на современный лад. Тогда же, накануне 80-х, режиссер просто снял фильм о непростой работе экипажа воздушного судна. Но это не просто фильм-повествование о тяготах жизни экипажа самолета. Картина состоит из двух серий, кардинально отличающихся одна от другой. В первой серии перед нами обычная, бытовая жизнь главных героев. И только во второй серии перед зрителем проносятся страшные события. Но самое сложное все же осталось за кадром: а ведь именно съемки фильма были тяжелыми. Изначально картина имела другое название, и концовка в первом варианте была другая, но по требованию Брежнева была изменена. В любом случае, чтобы оценить колоссальную работу Митты и его команды, нужно посмотреть кино. Приятного просмотра!

Приглашаем посмотреть фильм «Экипаж (1979)» в нашем онлайн-кинотеатре в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

Языки
Русский, Тифлоперевод
Субтитры
Русский AI
Качество
Изображение и звук. Фактическое качество зависит от устройства и ограничений правообладателя.
FullHD
HD
1080
720
8,4
Рейтинг Иви
Выдающиеся актеры
17 004 оценки

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Конец 1970-х. В московском аэропорту совершает посадку авиалайнер Ту-154. Командир его экипажа – Андрей Васильевич Тимченко, бортинженер – Игорь Скворцов. Кроме них в состав команды также входят второй пилот (Михаил) и штурман (Владимир Павлович). Раньше с Тимченко и Скворцовым летал Валентин Ненароков, но пять лет назад он влюбился в Алевтину, девушку из провинциального города, женился на ней. Ради этого Ненароков даже ушел в малую авиацию, теперь он трудится пилотом вертолета. У них с Алевтиной родился сын Алик, однако их семейная жизнь почему-то не задалась. Валентин очень старается быть образцовым мужем, но Алевтина изводитего бесконечными упреками и придирками.

Будучи с семьей в отпуске, Ненароков случайно встречает возле здания аэропорта Скворцова, знакомит его с женой и сынишкой. Скворцов говорит бывшему коллеге, что Тимченко до сих пор на него сердится, считает дезертиром. Затем он предлагает подвезти Ненароковых на своей машине, Валентин отказывается. Приятели тепло прощаются, Скворцов усаживается в автомобиль, где его дожидается очередная подружка. Алевтина говорит: кобель высшей марки, сразу видно.

Тимченко встречает жена Анна. Она интересуется, как прошел полет и получает традиционный ответ: нормально. Тимченко так говорит жене уже на протяжении 20 лет своей летной карьеры. Супруги едут домой. Во дворе дома, где они живут, навстречу машине выходит их дочь-студентка Наташа. Она отчитывается отцу о своих успехах в учебе. На его вопрос о замужестве, Наташа заявляет, что пока не собирается связывать себя узами брака. После этого она убегает на занятия. Дома Анна (она врач) измеряет мужу давление, дает богатый каротином сок, который полезен для зрения. Анна удовлетворена состоянием здоровья Андрея.

В буфете аэропорта Ненароков приносит семейству в качестве десерта мороженое. Алик, который сильно заикается, предпочитает общаться с отцом на специально выдуманном им языке. Алевтину это раздражает. Супруги опять спорят.

У себя в квартире Скворцов демонстрирует своей подружке стереосистему, которую сделал сам. Звук и цветомузыка включаются, если сесть на кровать. Скворцов угощает девушку коньяком, показывает слайды зарубежных достопримечательностей. Та удивлена: а почему на потолке? Шею можно ведь сломать. Скворцов говорит, что их удобней смотреть лежа. Девушка не против прилечь.

Пред сном Анна сообщает мужу, что Наташа беременна, просит отнестись к этому спокойно. Андрей поражен, ведь дочь ему сегодня сказала, что не собирается замуж. И кто отец ребенка? Костя, он вроде бывал у нас.

На следующий день Тимченко приходит к Косте, упрекает парня в том, что тот поступает непорядочно. Костя заявляет, что он вовсе не против жениться на Наташе, но она сама этого не хочет.

Семья Тимченко проводит выходные на даче. Наташа говорит отцу, что Костя ей не нужен: он не личность, все равно мы с ним жить вместе не будем. Однако рожать Наташа собирается.

Тимченко отправляется на охоту и встречает своего старинного друга Ивана Петровича. Тот знакомит его с внучкой Тамарой. Девушка мечтала стать актрисой, но не прошла по конкурсу. Тамара прекрасно владеет английским, дед устроил ее бортпроводницей. Иван Петрович просит Тимченко взять Тамару под свое покровительство.

Ненароков вместе со своим напарником вылетает в отдаленный район, пострадавший от паводка. На обследуемом участке не удается обнаружить людей, которым необходима эвакуация.

Ненароков возвращается домой. Алевтина злится, что ей пришлось уже три раза греть мужу обед. Где ты пропадал? На работе задержался. А что, позвонить нельзя было? Я уже изнервничалась вся, места себе не находила. Теперь сам грей и ешь. Присутствующая при этой ссоре подруга, потихоньку говорит Алевтине: не сходи ты с ума, не гневи ты бога, тебе такой чудный мужик достался. Ну, заведи себе кого-нибудь, может, беситься перестанешь. Алевтина вытирает слезы: это при живом-то муже? Нет уж, не такой я человек.

Тимченко берет Тамару бортпроводницей в свой экипаж, работающий на международных авиалиниях. Тамаре начинает оказывать знаки внимания Скворцов. Девушка не может устоять перед его обаянием, они становятся любовниками.

Алевтина устраивает мужу очередную сцену, упрекает Валентина в том, что он испортил ей жизнь, рвет их совместные фотографии. Ненароков пытается успокоить жену. Алевтина впадает в истерику: не нравится – уходи!

Тимченко по-отечески предостерегает Тамару: Скворцов – для семейной жизни человек, не совсем подходящий. Как механик он – блеск, этого не отнять. Но с женщинами… Короче говоря, если начнет к тебе клеиться – гони-ка его ко всем чертям. Тамара благодарит за совет, но при этом кокетливо и мечтательно улыбается. Тимченко вздыхает: вот все вы так! Каждая думает, это с другими он плохой, а я такая красивая, такая умная, что со мной он будет очень хорошим. А потом ведь плакать придется.

Тамара говорит Скворцову после очередного рейса: я уже полмира облетала, а видела только кухню да салон. Тот ее утешает: не переживай, я дома тебе весь мир на слайдах покажу.

Тамара показывает слайды зарубежных достопримечательностей подругам. Те с завистью говорят: вот счастливая! Неужели ты все это видела?

Во время лесного пожара вертолет Ненарокова берет на борт людей, оказавшихся в опасной близости к огню.

Дома Ненароков затевает шумную игру с Аликом. Оба хохочут. Алевтина ревнует. Она решает, что ребенка нужно немедленно постричь, усаживает его на табурет. Алик куксится. Ненароков упрекает жену в том, что та срывает на ребенке свою злость. Чтобы утешить Алика, Ненароков приносит в комнату маленькую нутрию: мне ее в питомнике подарили. Алевтина срывается: ты зачем крысу на стол ставишь? Убери сию же минуту! Она начинает плакать, жалуется матери (Евдокия Петровна): ну почему, когда я ребенком занимаюсь, он мне под нос крыс сует, чтоб на нервах моих поиграть? Алевтина снова кричит мужу: уходи, раз не нравится! Разведемся – и дело с концом. Надоело это мне все!

Флешбэк. Ненароков подходит к танцплощадке, где Алевтина веселится в компании друзей. Девушка к нему подбегает, бросается на шею: ты в отпуск или в командировку? Ненароков: приехал тебе предложить руку и сердце. Завтра подаем заявление. Алевтина: с ума сошел? Я же целевая студентка, меня только через два года отпустят. Ненароков: не надо никуда ехать, я сам к тебе приехал, насовсем. Ты меня любишь, я тебя – тоже, будем прекрасно жить, я буду работать в малой авиации, не всем же на Ил-ах летать.

Алевтина зовет мужа к столу, говорит, что особенно ей сегодня удался холодец. Ненароков: знаешь, Аля, ты, наверно права, давай разводиться. Алевтина: да ты что? Из-за крысы? Ненароков: да при чем тут крыса…

Тамара и Скворцов лежат в постели. Скворцов говорит: понимаешь, есть мужчины, которые однажды женятся, живут так до самой смерти, и дай им Бог счастья. А есть другие, которые никогда не женятся, хоть ты их режь. Я как раз из таких. Не буду врать, я, конечно, влюблялся, и не один раз, и очень серьезно. Но я никогда никому ничего не обещал. Семья – это не мое. Зато я никогда никого не обманул. Тамара: так это мне в тебе и понравилось – твоя независимость, твоя современность. Звонит телефон, Скворцов берет трубку. Привет! Ничего, нормально. Нет, я не могу. Я уезжаю в командировку. Да, надолго, на полгода. Ну, ладно тебе… Всё, привет. Когда Скворцов заканчивает этот разговор, Тамара интересуется: а у нас с тобой что, только на полгода? Скворцов: по-твоему, я должен был сказать товарищу, что уезжаю в командировку на всю жизнь? Ты что, ревнуешь? Тамара: да никогда и ни за что! Ревнуют те, у кого комплекс неполноценности, а у меня другие комплексы. Скворцов начинает разглагольствовать: поразительно! Вот скажи, у нас женщины уравнены в правах с мужчинами? Да. Так пользуйтесь! Что ж вы не пользуетесь своими привилегиями? Откуда у вас всех это бессмысленное, дикое, атавистическое желание выскочить замуж? Не понимаю. Разве я не прав? Тамара: прав, конечно. Скворцов: вот раньше, до нашей эры, жили троглодиты. Он охотится за мамонтом, она, естественно, сидит и ждет его у костра. Ведь она понимает: не будет мужа – не будет мамонта, не будет мамонта – не будет еды. В этом был железный смысл. Она должна была к кому-то прилепиться, чтобы выжить. А что теперь? Она – кандидат наук, у нее зарплата такая, что она обеспечена лучше любого мужика, потому что не пьет. Так нет – она должна вцепиться обеими руками в какое-нибудь ничтожество, потому что это муж, это семья. Не понимаю! Бред.

В одном из международных аэропортов члены экипажа Тимченко становятся свидетелями инцидента, события которого комментирует Скворцов, поскольку он имеет возможность просушивать переговоры на полицейской частоте. Террористы захватили на Майорке самолет, а сюда прилетели заправляться. Они согласились освободить одну женщину с маленьким ребенком, это японка КумикоМоримицу. Но на борту самолета осталось еще 67 заложников, из них 14 – женщины. Что террористы требуют? Пока не понятно. Наверно, будут просить денег и амнистии для членов своей же группы, они хотят, чтобы освободили из тюрьмы четырех арестованных. Там на борту остался муж этой женщины – архитектор Моримицу.

Кумико подходит к сотрудникам японского посольства, отдает им ребенка, а сама возвращается в самолет. Михаил в недоумении: почему? Тимченко: муж у нее там.

Тимченко возвращается из рейса, заходит в квартиру, говорит жене, что видел возле подъезда карету неотложки. Анна сообщает, что скорую вызывала именно она: Наталье плохо, прямо беда. Токсикоз сильный, спазмы, рвота. Замучилась она совсем. Из комнаты выходит Наташа, ее снова рвет. Она жалуется матери: не могу я больше, я согласнав больницу. Поедем сейчас, а? Анна успокаивает дочь: скоро тебе легче станет.

Тимченко беседует с Наташей. Он считает, что ей нужно сохранить ребенка. Если человек сделал что-то не так, как хотел – поддался боли, страху или какому-то другому давлению на него – то потом ему будет жалко и стыдно, но уже ничего не переделаешь. Терпи, откроется что-то вроде второго дыхания.

Ненароков подает иск, чтобы добиться права участвовать в воспитании сына. Алевтина выступает в суде в качестве ответчицы, откровенно клевещет на бывшего мужа, очерняет его. Ее показания противоречат словам Евдокии Петровны (та проходит по делу свидетельницей), которая отзывается о Валентине только положительно. Но суд все же выносит решение, что Алик останется с матерью.

Тамара говорит Скворцову: и за что тебя бабы любят? Затем она просит: не бросай меня, Игорь. Ты же не знаешь, как это тяжело.

Чтобы повидаться с сыном, Ненароков приезжает из Усть-Каменогорска (Казахстан), куда он перевелся по работе. Евдокия Петровна говорит, что Алик сейчас в садике. Ненароков: он ведь заикается, его там дразнить будут. Алевтина: хуже, чем с тобой, ему ни с кем не будет. Нет у меня возможности его дома держать, ты нас бросил, а мама болеет.Ладно, раз уж приехал – увидишь Алика, но только на полчаса и в нашей с мамой присутствии. Ненароков: почему? Я ведь не в колонию приехал к преступнику малолетнему. Алевтина: чтоб ты его против нас не настраивал.

После прогулки в детском саду Алик отстает от остальных детей. Ненароков забирает сына, не предупредив об этом воспитательницу.

Вся в слезах Алевтина мечется по аэровокзалу, ее сопровождает милиционер. Женщина обнаруживает бывшего мужа в буфете, Алик спокойно спит рядом на лавочке.Милиционер удаляется, не желая вмешиваться в семейные разборки. Ненароков пытается поговорить с бывшей женой по душам: почему ты меня всю жизнь мучила? Алевтина: да не любила я тебя никогда. Я молодая девчонка была, глупая.А ты приехал – летчик, москвич – все из-за меня бросил. Я же видела, влюблен до смерти. Просто пожалела тебя и пошла, а не надо было. Ненароков: несчастный ты человек, Аля. Пять лет на мне злобу свою вымещала. Думаешь, я не жалел? Я ведь совсем в другом небе летал, в большом. Я и сейчас как увижу проблесковые огни лайнера – у меня ком к горлу подходит. Я же классный летчик, я бы сейчас Ил-62 водил. Алевтина: конечно, ты хороший, я – плохая. А то, что ты меня с ребенком бросил, тоже хорошо? Кому я теперь нужна? Алевтина будит Алика, забирает его и уходит.

К Скворцову неожиданно заявляется его бывшая пассия – Нонна. Она живет в Ленинграде, а в Москве оказалась проездом, у нее есть три часа до поезда. Нонна упрекает Скворцова в том, что он за целый год прислал ей только одну открытку. Скворцов говорит, что в его личной жизни произошли перемены, у него теперь есть возлюбленная. Нонна плачет. Скворцов пытается ее успокоить, предлагает сварить для нее кофе. Приходит Тамара, видит Нонну, та сидит на кровати в халате и ее тапочках. Отпустив язвительное замечание в адрес более удачливой соперницы, Нонна удаляется. Оскорбленная Тамара не желает слушать оправданий Скворцова и разрывает с ним отношения. Хотя они продолжают летать в составе одного экипажа, Тамара игнорирует все попытки Скворцова помириться.

На ежегодной медкомиссии Михаила списывают по состоянию здоровья. Он жалуется Тимченко: отлетался, а ведь я на восемь лет моложе тебя. Тот сочувствует бывшему второму пилоту и выражает надежду, что Михаил все же останется в авиации, но уже на другой должности.

Скворцов понимает, что не хочет терять Тамару, поскольку любит ее. Он пытается вернуть возлюбленную и даже делает Тамаре предложение выйти за него замуж. Та ему из гордости отказывает.

Французская газета публикует материал о том, что по возвращении с орбиты советского космонавта первым обнаружил пилот вертолета Ненароков. В парижском аэропорту статью читает Скворцов, сообщает об этом Тимченко: смотрите-ка, наш Ненароков в буржуазную прессу попал. Жалко парня, напрасно он ушел от нас, вот дурак. Тимченко: зато у него лямур. Скворцов: если бы! Там полная семейная катастрофа. А ты откуда знаешь? Из личной переписки. Такая оторва ему попалась, спасу нет. Довела парня до ручки. Она ему с ребенком видеться не дает, кляузы строчит чуть не каждый день, телегу министру накатала. Андрей Васильевич, у вас авторитет, вы в кабинеты входите без стука. Может, скажете свое веское слово?

Тимченко разговаривает с кадровиком Министерства гражданской авиации, называет Ненарокова летчиком с большой буквы, просит походатайствовать о его возвращении в авиаотряд.

Перед возвращением в большую авиацию Ненароков приезжает в южный приморский городок, куда переехали Алевтина с Аликом и Евдокией Петровной. Алевтина сновавышла замуж и на этот раз счастлива в браке. Ее теперешний муж Анатолий тоже всем доволен, он восхищается женой, хорошо относится к пасынку. Ненароков узнает, что Алик даже называет Анатолия папой. Так мальчику велела мать. Ненарокову больно осознавать, что он потерял сына. Зато Алик стал гораздо меньше заикаться. Ненарокова отпускают с ним погулять. Они отправляются в парк аттракционов, потом бродят по улицам. Алик по слогам читает надписи на вывесках и витринах.

После прогулки Ненароков рассказывает Алевтине, что направляется в Москву: прошел медкомиссию, переподготовку, теперь буду летать на Ту-154. А как в личной жизни, нашел кого-нибудь? Нет. На прощанье Алик успевает шепнуть Ненарокову: я тебя люблю.

Тимченко спрашивает Скворцова: у тебя были отношения с Тамарой? Тот не желает обсуждать эту тему: вас это не касается. Тимченко: касается. Она внучка летчика, моего старого товарища. Я долго терпел твои номера, Игорь, больше не буду. Учти, летишь со мной последний раз. Скворцов: Андрей Васильевич, а вы считаете это педагогичным – испортить мне настроение прямо перед самым полетом? Такого страху нагнали. А вдруг я ошибку допущу? Тимченко: таким, как ты, настроение не испортишь. Такие, как ты, другим портят настроение. И повежливей – из отряда вылетишь. Затем Тимченко обращается к Ненарокову: ну что, летим? Летим, Андрей Васильевич.

Поднимаясь по трапу, Скворцов говорит Тамаре: ну что, нажаловалась дяденьке? Обещал меня из отряда погнать.

Экипаж борта СССР-85131 летит в Бидри с грузом медикаментов и продовольствия для пострадавших от землетрясения. Диспетчер сообщает командиру: из Бидри передают, был еще один толчок, тревожно в горах. Вам нужно взять на борт семьи наших строителей, раненых. Ускорьте обратный вылет. Тимченко говорит экипажу: опять нам усложнили задачу. Как только передадим Красному Кресту продовольствие и медикаменты – сразу же обратно. Повезем людей, жены и дети наших строителей полетят. И раненые.

Самолет приземляется в аэропорту горного города нефтяников Бидри. Происходит повторное землетрясение. Все вокруг рушится, горит. Люди в ужасе, возникает паника.

Скворцов мечется в поисках Тамары, обнаруживает ее, выводит из охваченной пламенем зоны.

Выясняется, что повреждена взлетно-посадочная полоса, взлететь с нее невозможно. Павел Иванович, представитель «Аэрофлота» в Бидри, говорит Тимченко, что придется вызывать малую авиацию для доставки раненых в ближайшую больницу.

С гор сходит селевой поток, вызванный подземными толчками, в результате чего разрушен нефтеперерабатывающий завод.

При попытке взлета терпит крушение один из самолетов.К аэропорту с огромной скоростью движется поток горящих нефтепродуктов. Тимченко принимает решение: будем взлетать по рулежке. На борт поднимаются около 200 человек (в основном женщины и дети, а также раненные и медицинские работники). Ту-154 отрывается от земли, через несколько секунд аэропорт заливает горящей нефтью.

Тимченко докладывает по рации: я – 85131, взлет произвел, высота 1200, самолет плохо слушается руля высоты, предполагаем повреждение на взлете (хвостовую часть самолета задела падающая осветительная опора, снесенная сейсмической волной), продолжаю набор высоты.

В кабину пилотов заходит встревоженная Тамара: во втором салоне какой-то свист, температура понизилась. Обстановку вызывается проверить Скворцов. Он выясняет, что в фюзеляже перед воздухозаборником образовалась трещина, в результате чего салон разгерметизируется.

Тамара, чуть не плача, говорит командиру: там пассажиры волнуются, некоторым дышать даже нечем. И холод в салоне. Что мне делать? Тимченко: принеси-ка нам кофейку. И вообще, меньше волнуйся и бегай по салону. Мы снижаемся, дышать скоро станет легче.

Командир отдает приказ срочно снижаться, переместить детей в нетронутый аварией салон. Доложив о ситуации в Москву, Тимченко обращается к экипажу: ну, мастера, думайте. Что делать будем? Скворцов: предлагаю прорубить гермошпангоут, выйти в хвостовой отсек, попасть в канал воздухозаборника, через него добраться до трещины и попытатьсявернуть на место задравшуюся обшивку. Задача рискованная, но выполнимая. А самое трудное и важное для нас – ликвидировать неисправность руля высоты, этим я займусь уже после трещины. Не доверяя Скворцову, Тимченко отправляет Ненарокова выполнять эту задачу.

Тамара обращается к пассажирам с просьбой поделится теплыми вещами, которые у них имеются. Ими укутывают Ненарокова. Второму пилоту удается ликвидировать пробоину, но он получает сильное обморожение и не может продолжить работу. Ненароковасменяет Скворцов. Он выходит на обшивку лайнера, набрасывает фал на руль высоты, что делает самолет управляемым. Скворцов, как и Ненароков, сильно обморожен.

Тимченко намеревается приземлиться в родном аэропорту. Выполняющий обязанности диспетчера Михаил сообщает, что в Москве намечается гроза.Попадать в болтанку поврежденному воздушному судну рискованно. Все пилоты понимают, что при попытке нормального торможения у самолета оторвется хвост. Но Тимченко говорит, что до других городов у него не хватит топлива.

Трещина на фюзеляже продолжает увеличиваться из-за напряжений в корпусе.Убрав людей из хвостовой части, Тимченко совершает посадку в неблагоприятных погодных условиях. У самолета отваливается хвост, но все пассажиры остаются живы. Некоторые женщины плачут от радости, благодарят командира экипажа за спасение.

Скворцов, сойдя на землю, пытается помириться с Тамарой. С той случается запоздалая истерика от испытанных потрясений. Она кричит Скворцову: уйди, не трогай меня никогда, я тебя ненавижу!

Тимченко, как обычно, говорит жене, что рейс прошел нормально. А почему задержались? Погода в Бидре была нелетная.

Во время очередного медосмотрапрофессор говорит Тимченко: летать вы пока не будете, кардиограмма показала, что ваше сердце не выдерживает перегрузок.

Приехав на дачу после вынесения медиками этого вердикта, Тимченко психует, уверяя Анну, что он здоров, как бык. В этот момент у него случается сердечный приступ.

В санаторииТимченко навещает команда его экипажа, а также дочь с подросшей уже внучкой. Ненароков, который любит детей, оказывает Наташе знаки внимания. Скворцов, сообщает бывшему командиру, что они с Тамарой идут в ЗАГС подавать заявление. Пережитая катастрофа сблизила всех.

Самолет Ту-134 отправляется в очередной рейс. Пассажиры слышат голос бортпроводницы (Тамара):командир корабля, пилот первого классаВалентин Георгиевич Ненароков, и экипаж от имени «Аэрофлота» приветствует вас...

Знаете ли вы, что

  • Рабочим названием картины Александра Митты было «Запас прочности», и это несколько смущало прокатчиков, опасавшихся, будто зритель не разберется, что перед ним первый в Советском Союзе фильм-катастрофа. Режиссера попросили придумать другое заглавие, а он, в свою очередь, подключил к решению этого вопроса всю съемочную команду, пообещав даже материальное вознаграждение в размере 100 $ за самый яркий и звучный вариант. Сам же Митта предложил короткое и емкое слово «Экипаж», на котором в итоге студия и остановилась.
  • Революционность фильма проявилась не только в жанровой принадлежности, а также в первой для советского кино демонстрации оголенной женской груди – отличилась Александра Яковлева. Впоследствии, в перестроечную эпоху по этой части скандально прославится лента «Маленькая Вера» (1988), но этот своеобразный почин был сделан почти десятью годами ранее.
  • «Экипаж» не просто открыл для российского зрителя жанр «фильм-катастрофа». Также это первая картина, у которой были продюсеры – в более-менее современном понимании этой профессии, а также спонсор – компания «Аэрофлот».
  • Одним из источников вдохновения для создателей выступил роман американского писателя Артура Хейли «Аэропорт» и вышедшая в 1970 году экранизация. Эта адаптация прокатиласьа по экранам США с оглушительным успехом, заслужил десять номинаций на «Оскар» и принесла впечатляющую прибыль. На десятилетие вперед фильмы-катастрофы вошли в моду, что не осталось без внимания тружеников советского экрана. Постановка Александра Митты призвана была решить и в том числе идеологическую задачу, дабы советский зритель не чувствовал себя ущемленным в сравнении с американским собратом.
  • Создание постановки оказалось под угрозой, когда до Министерства авиации СССР дошла информация о крушении пассажирского лайнера на экране. Крупные чиновники всерьез забеспокоились, что авторы окажут медвежью услугу, закрепив в массовом сознании мнение о низкой технической надежности самолетов и недостаточной компетентности «Аэрофлота» в авиаперевозках. Особенно разгневан был министр гражданской авиации, прославленный летчик и дважды Герой Социалистического Труда Борис Бугаев. Александру Митте вместе со сценаристами Валерием Фридом и Юлием Дунским пришлось пойти на ряд хитростей. Чтобы успокоить высокое начальство, было принято решение перенести место крушения в Африку, в несуществующий город Бидри, а самое главное: на авиалайнер должен был обрушиться природный катаклизм, речь о технических неполадках не шла.
  • По меркам американского кинематографа, у нашей работы был просто копеечный бюджет: 1 млн. 250 тыс. рублей, что на 250 тыс. меньше запрашиваемой суммы. Уже в те годы стандартный голливудский блокбастер обходился раз в десять дороже, не говоря уже о затратах на рекламную кампанию.
  • Теперь уже трудно представить на главных ролях каких-то других актеров, настолько удачно Георгий Жжёнов (командир экипажа), Анатолий Васильев (второй пилот), Леонид Филатов (бортинженер) и Александра Яковлева (стюардесса) вписались в свои образы. Вместе с тем, ни один из этих исполнителей не был первым выбором режиссера. В роли командира Тимченко Митта видел исключительно Алексея Петренко, находившегося в зените славы, но актер отказался, сославшись на то, что тема ему слишком не близка. На роль второго пилота Ненарокова рассматривался Николай Караченцов, но по причине высокой востребованности он мог выделить мало времени на съемки, что не устроило постановщика. Олег Даль уже приступил к съемкам в роли бортинженера Скворцова, но в самый разгар работы неожиданно отказался от участия. По одной из версий актер просто ушел в запой, хотя, по словам директора ленты Бориса Криштула, Даль действительно находился в тяжелом физическом состоянии из-за болезни, страдал бессонницей и ни на какие уговоры не поддался. Елена Проклова должна была сыграть стюардессу Тамару, однако не смогла из-за насыщенного графика гастролей театра. Впрочем, есть версия, что актриса просто испугалась за свою репутацию из-за участия в откровенных сценах. Так и возникли запасные кандидатуры.
  • Примечательно, что Александра Яковлева возникла на съемочной площадке случайно. Митта встретил ее, тогда еще начинающую актрису Сашу Иванес, безутешно рыдающую в коридоре после проваленного просмотра в другом фильме. Режиссера впечатлила эта душераздирающая картина, а особенно крупные капли слез, похожих на горошины. Митта отвел девушку к оператору Валерию Шувалову, и тот заявил, что вот она – идеальная Тамара. Участие в «Экипаже» превратило никому не известную исполнительницу в звезду всесоюзного масштаба. Многие зрители шли в кинотеатры на повторные показы только ради красавицы-актрисы, не постеснявшейся сняться в откровенной постельной сцене.
  • Неугомонный Митта вынашивал идею снять еще один эротический эпизод – на этот раз с участием персонажей Анатолия Васильева и Ирины Акуловой в молодые годы, когда у них всё было красиво и романтично, однако, натерпевшись от цензоров и наслушавшись несусветных обвинений в съемке оргий, вырезал этот эпизод сам.
  • Сам Леонид Филатов, по иронии судьбы, был полной противоположностью своему же персонажу – любвеобильному бортинженеру Игорю Скворцову, так что при постановке постельных сцен пришлось помучиться не с Александрой Яковлевой, что было более ожидаемо с учетом ее обнажения, а как раз с Филатовым. Эпизод снимали ночью на «Мосфильме», но даже так целомудренный Леонид Алексеевич сгорал от смущения и отказался снимать брюки. Даже на кровати актер лежал в штанах, стыдливо прикрываясь простыней. На фоне именитого партнера Яковлева приятно удивила съемочную группу своей раскованностью. Осветитель даже упал со съемочных лесов, засмотревшись на такую красоту. Филатов же блестяще справился с нетипичной для себя ролью ловеласа, и уже после выхода фильма на него обрушился град из писем поклонниц.
  • Обратной стороной раскованности Александры Яковлевой стала ее девчоночья беспечность в ходе остальной работы над «Экипажем». Начинающая актриса не раз срывала съемки, приходила не в тех нарядах, часто подводила партнеров, а последний фортель выкинула уже в ходе монтажа, когда внезапно заявила, что сменила фамилию Иванес на Яковлеву. Титры пришлось переделывать, что потребовало дополнительных трат.
  • Работа над постельной сценой потребовала от группы недюжинной изобретательности. Была выстроена декорация, получившая название «квартира Скворцова», в которой создатели постарались воссоздать быт типичного советского бабника, имеющего между тем доступ к дефицитной электронике и импортной мебели. Рыбок для аквариума Скворцова одолжили из ближайшего зоомагазина.
  • Еще одной трудностью, связанной с постельными эпизодами, стали жалобы работниц киностудии, обвинивших Александра Митту, будто тот по ночам снимает оргии. Поднялся такой шум, что пришлось вмешаться руководству «Мосфильму» и крупных чиновников из Министерства культуры. В результате под нож ушла значительная часть уже отснятого материала, однако даже имеющихся кадров хватило, чтобы шокировать не привыкшую советскую публику к эротике в кино.
  • Если с тем, чтобы достать нужное количество горючего для съемок взрыва проблем не возникло, то вот с поисками самолета создателям пришлось помучиться. Дело в том, что выделять действующий авиалайнер руководство «Аэрофлота» отказалось, а списанных машин Ту-154 еще попросту не было. На помощь пришел случай: в Новосибирском аэропорту Толмачево загорелся подходящий борт, фюзеляж сильно пострадал, но хвостовая часть была в порядке. Пришедший в негодность лайнер был доставлен поездом в Москву, и там были сняты сцены с устранением треснувшей обшивки. Другим рабочим самолетом для съемок послужила машина, в которой была случайно разлита ртуть во время перелета по маршруту Киев – Москва.
  • В одном из самых впечатляющих фрагментов второй пилот Валентин Ненароков выбирается из самолета, чтобы залатать поврежденную обшивку. На персонаже огромное количество теплой одежды, и всё равно он зарабатывает сильнейшее обморожение. На самом же деле Анатолий Васильев едва не потерял сознание от теплового удара, спровоцированного невыносимой духотой.
  • Кадры со стихийным бедствием и взрывами были сняты на специально возведенном съемочной бригадой в заброшенном крымском карьере миниатюрном аэропорту и нефтеперерабатывающем заводе. В качестве самолетов были использованы макеты, подвешенные на проволоку.
  • Александр Митта очень хотел снять основные кадры взрыва борта вживую, то есть без использования макета. Киношники нашли на кладбище техники фюзеляж раритетного Ту-114, пиротехники заготовили 6 тонн горючего, всё уже было готово к съемкам, но неожиданно случилось спонтанное возгорание топлива. От фюзеляжа ничего не осталось, одни тлеющие уголки. Митта и оператор Шувалов были очень расстроены. Вместе с тем, кое-какие эффектные кадры горящей машины удалось использовать – в сцене, когда разгоняется, после чего взрывается легкий двухмоторный самолет. В следующем кадре горит как раз тот Ту-114.
  • Связываться с настоящим селевым потоком никто бы, разумеется, не рискнул, да и по заказу его не вызвать. Выкрутились так: были использованы смешанные с водой 3 тонны комбикорма для скота, издалека вполне похожего на сель. Фокус удался директору картины Борису Криштулу, который сказал директору заводу, что комбикорм нужен для голодающих коров, используемых в фильме про войну.
  • Роль невыносимой жены Ненарокова Алевтины настолько удалась Ирине Акуловой, что практически уничтожила дальнейшую карьеру перспективной актрисы. Образ получился мощнейшим, весьма стереотипным, отчего героиню совершенно искренне возненавидели миллионы советских граждан, как мужчин, так и женщин.
  • Будучи трудоголиком, Александр Митта наснимал такое количество материала, что его, по признанию актера Александра Павлова, сыгравшего роль штурмана, хватило бы на 11 серий.
  • Режиссер настаивал на другой, пессимистичной концовке. Согласно первоначальному замыслу Митты, персонажа Георгия Жжёнова должны были выдернуть из больничной палаты его друзья, поскольку не хватало пилотов. Он забирался в кабину, после чего дочь Андрея Тимченко тихо сообщала, что отец скончался. Такой финал показался неприемлемым худсовету, а также самому Леониду Брежневу. Генсек СССР к тому времени много болел и видимо примерил судьбу Тимченко на себя, в гневе велев не показывать ему такие фильмы.
  • Значительная часть натурных съемок, относящихся к семейной жизни Ненарокова, проводилась в Ярославле и Ялте. В квартире, где по сюжету был прописан Андрей Тимченко, жил сам актер Георгий Жжёнов.
  • Cмотреть «Экипаж (1979)» на всех устройствах

    Приложение доступно для скачивания на iOS, Android, SmartTV и приставках

    Устройства для просмотра ИвиУстройства для просмотра ИвиПостер Экипаж (1979)Постер Экипаж (1979)