Назад

Фильм Последний богатырь: Корень зла

Поделиться
8,2
рейтинг ivi
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга

Новая история о встрече двух миров – современной России и сказочного Белогорья, где живут герои русских былин, сказок и преданий. Молодой москвич Иван, примеривший на себя роль богатыря, открывает истоки древнего зла, угрожающего Белогорью, и участвует в эпичной битве плечом к плечу с фольклорными героями.

Знаете ли вы, что

  • «Последний богатырь: Корень зла» – фильм Disney, Yellow, Black and White и Телеканала «Россия», который продолжает веселую приключенческую киноэпопею «Последний богатырь», вышедшую на экраны в 2017 году.
  • Виталий Шляппо, руководитель авторской группы фильма «Последний Богатырь. Корень зла», Генеральный продюсер Yellow, Black and White: «Придумывая в 2014 году «Последнего богатыря», мы понятия не имели, что у сказки будет продолжение. И вот когда вышел первый фильм, и оказалось, что это не конец истории, а только начало, мы, конечно, обалдели. Это был вызов — создать трилогию, по сути целую киновселенную. Оценку нашему труду и творчеству, конечно, даст зритель, но я доволен. Это было непросто, но безумно интересно. Приятного просмотра!».
  • Идея «Последнего богатыря», в своем первоначальном варианте, была сформулирована много лет назад, когда компания Disney впервые обратилась к режиссеру Дмитрию Дьяченко с предложением снять современную киноисторию на русском былинном материале. Даже название тогда фигурировало – «Меч-кладенец». И хотя проект не состоялся, несколько лет спустя к идее сделать увлекательный приключенческий фильм для детей вернулись, теперь уже – в партнерстве с Yellow, BlackandWhite. В результате на экраны российских кинотеатров вышла картина, для которой, по словам Дьяченко, «взяли известных персонажей, знакомых каждому с детства, и взглянули на них под другим углом».
  • На создание сценария второго фильма (его написанием, как и прежде, занялась команда сценаристов сериала «Кухня» и фильма «Кухня в Париже»: Василий Куценко, Игорь Тудвасев, Димитрий Ян и Павел Данилов, под руководством Виталия Шляппо) ушло около двух лет. Работать над продолжением начали в 2017 году, сразу после окончания съемок первой части.
  • «Мы учли прежде всего, что в первом фильме зрителям, возможно, не хватило представления самого этого места – Белогорье, – рассказывает Дмитрий Дьяченко. – Мы глубоко проработали мифологию параллельного мира и характер главного героя, который развивается как личность. Превращаясь в богатыря, обретая сверхчеловеческую силу, он фактически превращается в другого себя».
  • В новом фильме, продолжающем историю «Последнего богатыря», развиваются не только характеры героев – развиваются обстоятельства, в которых проявляются их характеры, подчас самым удивительным образом, обманывая зрителей в ожиданиях и преподнося сюрпризы.
  • Среди источников мифологии «Последнего богатыря» сказки и былины присутствуют на равных, но это не понятия-синонимы. Из былин, в которых богатыри бились с Кощеем Бессмертным и Бабой Ягой, нечистая сила перекочевала в сказки, где сражаться с со злодеями и чудищами – и их побеждать – приходилось уже простым людям. Общего в них было – хэппи энд, который в более древних народных сказаниях – так называемых быличках или бывальщинах – никто не гарантировал, а чудеса, творимые нечистью, представлялись былью. Создатели «Последнего богатыря», таким образом, соединили сказки с былинами, переделав их на современный лад. Сочиняя спин-офф старой сказки, они подчинили сюжет современной логике, наделив чудовищ вполне человеческими свойствами характера, а людей наградив сверхъестественными талантами.
  • У выдающегося исследователя русского фольклора Владимира Проппа есть книга «Морфология волшебной сказки», где он пишет, в частности, что «…деление волшебных сказок по сюжетам по существу вообще невозможно. Сказки обладают одной особенностью: составные части одной сказки без всякого изменения могут быть перенесены в другую. Например, баба яга может встречаться в самых разнообразных сказках, в самых различных сюжетах. Между тем, не взирая на эту особенность, сюжет обычно определяется так: берется одна какая-нибудь часть сказки (часто случайная, просто бьющая в глаза), прибавляется предлог «о», и определение готово. Так сказка, в которой есть бой со змеем, это сказка "о змееборстве", сказка, в которой есть Кощей, – это сказка "о Кощее"».
  • Сценаристы фильма «Последний богатырь: Корень зла», продолжили следовать канону, начатому в первом фильме: в свою сказку онине толькопригласили нечистую силу (Кощея, Бабу Ягу, Водяного), но и добавили новых волшебных помощников – и прежде всего, потрясающего,лихого Колобка.
  • «Мы постарались уйти от хрестоматийных богатырей, от рутинных представлений о персонажах сказки», – говорит режиссер Дмитрий Дьяченко, и герои фильма действительно мало напоминают самих себя, в традиционном представлении. Добрая Баба Яга, миролюбивый Водяной, Чудо-Юдо в женском обличье, готовая прийти на помощь Ивану, противопоставлены зловредной Варваре, показавшей себя во всей красе в первом фильме (не зря же она Варвара-Краса-Длинная-Коса), и коварной Галине, которая из неприметного персонажа первой части вырастает в одно из главных действующих лиц во второй.
  • Здесь, впрочем, нет однозначно отрицательных персонажей – и в этом главное отличиесовременной сказки, которая, несмотря на чудеса, максимально приближена к жизни. У дурных поступков самых отъявленных «злодеев» имеются вполне уважительные причины, заставляющие им сочувствовать. А центральные герои Иван и Василиса, не теряя обаяния, обнаруживают слабости, вызывающие улыбку. Помимо них, появляются новые важнейшие действующие лица – язвительный и задорный Колобок, который становится спутником Ивана, и новый богатырь – Финист Ясный Сокол, его главный оппонент.
  • Иван Найденов, наш современник, в начале первого фильма киноэпопеи – сирота, выросший в детском доме и ставший звездой телеэкрана, к началу второй части превратился в богатыря сказочного Белогорья. Он – не больше ни меньше – сын Ильи Муромца, и этим все сказано. Иванобрел все положенные ему по статусу богатырские права, хотя одновременно утратил значительную долю свойственного ему прежде цинизма, влюбившись в юную храбрую Василису. Но при этом он (как и находчивый Иванушка-дурачок из русских сказок) не потерялголовы и не лишился чувства юмора. «Иван настолько концентрирует в себе образ современного молодого человека, хайпового парня, что я вдруг понял: мы с ним – Иван киношный и я, артист Витя Хориняк – во многом похожи, хотя и многим разнимся. Мне важно было сократить эту дистанцию. Хотелось сделать так, чтобы герой, изменившийся к финалу, приблизился ко мне», – говорил Виктор о своем персонаже четыре года назад, по окончании съемок первого фильма.
  • Теперь он продолжает: «Иван – герой современной сказки, и сложно представить себе персонажа актуальнее. Он, по сути, наше зеркало, мне вообще кажется, если герой фильма не является зеркалом своих современников, незачем снимать такое кино. Очень нужен этот герой сегодня, когда ощущается явная тоска по сказкам, особенно по сказкам с моралью. Все соскучились по хорошим сказочным историям, и не только потому, что там есть Баба-Яга, Кощей и Колобок. Есть и тоска по яркому главному герою. Ивана всегда называют в сказках дураком, но в слове «дурак» много смыслов. «Дураком» называют и того, кто был очень любим в детстве, как младший – я сам третий ребенок в семье и всегда был окружен любовью, вниманием и заботой. Младшие дети получают больше любви. Тот, кто получил в детстве много любви, потом всю жизнь стремится ее отдать, и люди, не понимающие мотивации его поступков, называют его дураком. Но он потому и дурак, что изначально не пытается ничего выгадать».
  • Миниатюрная красавица Василиса, бойкая и находчивая, в русской сказочной традиции – или царевна-лягушка, или дочь морского царя, принимавшая облик голубицы. «Ударилась о сыру землю, обернулась красной девицей, сбросила с белого тела сорочку и пошла купаться; и была она всех пригожее, всех красивее! Долго Иван-царевич не мог отвести очей своих…» – повествует сказка «Василиса Премудрая». И хотя мифология Василисы в «Последнем богатыре» отличается от традиционной, характер героини абсолютно соблюден.
  • Василиса – полная противоположность уверенному в себе Ивану. Воплощение самых чистых устремлений, она добра, щедра, открыта, готова прийти на помощь любимому, и отвага ее не знает границ. Надеясь разрушить чары, погубившие когда-то семью Василисы и превратившие ее в лягушку, она научилась сражаться – меч в руках красавицы разит так же наповал, как ее острый язык. Она умна и язвительна, умеет отойти на второй план, когда нужно, способна выбирать надежных союзников и готова встать на их защиту.
  • Об актрисе Миле Сивацкой режиссер говорит, что она «…вписалась в эту роль как деталь паззла, нашедшая свое место. Небольшого роста, крепкая, ловкая, яркая, очень эмоциональная и четкая – именно такая должна быть Василиса, защищающая достоинства своей семьи».
  • А вот что говорит сама Мила Сивацкая: «По поводу моей героини – в каком-то смысле она отражает мой характер. А возможно, я наделила ее своими чертами. Я вспоминаю выпуск передачи Юрия Дудя с группой «I speak». Солистка группы тогда обратила внимание, что в русских сказках образ девушки – это чаще всего принцесса, которая где-то сидит взаперти. В замке, крепости, темнице, ее надо спасти, разбудить, освободить… Героини – жертвы и сами ничего не могут. Мы выросли на этих сказках, но сейчас, когда мир меняется, изменилось и восприятие роли женщины. Здоровый феминизм для меня – это когда ты не жертва, а можешь что-то сделать сама. С одной стороны, умеешь сварить борщ, а с другой – не возражаешь, чтобы перед тобой по-джентльменски распахнули дверь. И при этом ты независима. Это золотая середина между крайностями феминизма и тем, что мы видим в фольклоре». «В интерпретации нашего фильма Василиса – не жертва, – добавляет Мила, – В какие-то моменты она передает контроль над ситуацией Ивану, готова уйти на второй план и хочет быть девушкой, которую защищают. Она может быть подругой Ивана, отличной матерью – но при необходимости способна взять топор и уложить пару плохих парней, способна за себя постоять. Я буду безусловно счастлива, если молодые девчонки, посмотрев фильм, будут пытаться Василисе в чем-то подражать. Она действительно крута!».
  • Богатырь по имени Финист Ясный Сокол стал одним из главных героев нового сказочного приключения. Предыстория персонажа и легенда происхождения его имени подробно расписаны в Афанасьевском сборнике русских народных сказок. Девушка просит батюшку раздобыть соколиное перо и призывает им красавца, обращенного птицей. Но злые сестры воткнули ножи в окно красавицы – пытаясь влететь к ней, Финист-сокол поранился и унесся прочь. Дальше в сказке Финист говорит: «Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных порвешь». В кино обошлись без этих мытарств, хотя добрая Баба Яга, помогавшая влюбленным в сказке, как будто перенеслась на экран из текста. Финист же в фильме – плоть от плоти сказочного Белогорья, всеобщий любимец и рожденный для битвы богатырь-чемпион, соперник Ивана. На их конфликте, взаимоотношениях, построена одна из ведущих сюжетных линий в новом «Последнем богатыре». «Финист Ясный Сокол – это наш, русский, стопроцентный богатырь! – рассказывает о своем герое актер Кирилл Зайцев. – Самый сильный, самый ловкий, первый парень на деревне. Он родился и вырос в Белогорье, совершать подвиги – его генетический код, Финист получил эту установку ещё при рождении. Он с младенчества знает, что умереть нужно в бою, совершая подвиг, чтобы о тебе потом слагали легенды. О богатырях говорят, что они полулюди-полубоги, получившие свою силу из космоса, но Финист, обладающий всеми необходимыми богатырю качествами –силой, ловкостью, умением, бесстрашием, – тренирует их с детства. Очень важно, чтобы поколение тех, кто будет смотреть фильм, осознало: чтобы быть богатырем, не надо ждать, когда тебя укусит радиоактивный паук, и ты станешь Человеком-пауком. Надо тренироваться, работать над собой. Финиста таким образом можно справедливо назвать «богатырем доделанным», образцовым. Спасать родную землю – его миссия». «И вдруг появляется другой персонаж, который тоже называет себя богатырем. Более того, выясняется, что этот второй – сын Ильи Муромца, то есть, богатырь по праву рождения. Воинство Белогорья состоит из богатырей, как гвардия Людовика XIII состояла из мушкетеров. И вот, представьте, выясняется, что Иван – тоже богатырь (мушкетер), только не прошедший воинскую службу, он стал богатырем как генеральский сынок. Придя из параллельного мира, Иван ведет себя слишком вольно, нарушая таким образом субординацию. А Финист, не воспринимая Ивана как богатыря, устраивает ему «курс молодого бойца». Они соперники, но их отношения меняются от начала к финалу». «Иван действует не силой и ловкостью, он использует другие качества, которые у Финиста, что называется, «не прокачаны». Финист умный, но не хитрый. А хитрость Ивана неоднократно помогает всей команде».
  • Бабу Ягу традиционно считают людоедкой – безо всяких на то оснований. Даже в сказочных фильмах Александра Птушко Баба Яга никого не съела – только грозилась. Теперь же не съест и подавно. Знахарка и колдунья, 600-летняя Баба Яга в этом фильме – одна из самых милых и обаятельных героинь.
  • В сказках Баба-Яга – уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой, чаще всего бывает резко отрицательным персонажем. Но иногда выступает и в качестве помощницы героя. Владимир Пропп выделяет три вида Бабы-яги: «дарительница» (дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); «похитительница детей»; «воительница», сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной натуры. Она – хозяйка леса, которую надо задобрить, жрица, проводящая подростков через обряд инициации. Так, во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо, накормив-напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо же герой убегает сам.
  • В первом фильме мы застали Бабу Ягу в переломный момент ее жизни: в Белогорье победило так называемое Добро (такое безоговорочное «добро», которое, как в анекдоте про борьбу за мир, «камня на камне не оставит»), и Баба Яга оказалась вне закона. Став «диссиденткой», она вынуждена была скрываться, но веры в победу не утратила. Ее арсенал, от ступы с метлой до молодильных яблок и живой воды, остался при ней и теперь, когда Баба Яга снова обрела силу и статус – хотя она и вынуждена время от времени отстаивать свое право на существование. Она все так же помогает Ивану и Василисе, используя для этого весь свой магический инструментарий. «Я и раньше работал с Леной Яковлевой, – говорит Дмитрий Дьяченко об исполнительнице роли главной «злодейки», – она прекрасна, она умеет быть смешной. Здесь же Лена фактически сама сделала своего персонажа, у которого не так много текста.А придумав характер героини, она деятельно участвовала и в создании грима, немного смягчив «злодейские» черты, сделав лицо чуть-чуть милее. В итоге мы получили совсем не зловредную Бабу-Ягу. Можно с уверенностью сказать, что отныне в головах отечественных кинозрителей Баба-Яга будет не такой сварливой, как когда-то в исполнении Георгия Милляра в киносказках Александра Роу». «На премьере первого фильма я свое первое появление на экране не увидела, у меня было желание посмотреть, как зрители увидят моего персонажа, – рассказывает Елена Яковлева. – Как только Баба Яга появилась, мне сразу стало интересно, как зрителиотреагируют. И когда я увидела улыбки, даже на лицах детей, которые, наверное, должны были сначала испугаться, меня это порадовало. На съемках нового фильма я уже знала все сложности, которые меня могли ожидать, все процедуры, которым меня должны подвергать гримеры, и могла не отвлекаться на эти моменты, и смогла, как мне кажется, расширить свой образ».
  • Героиня, мелькнувшая в первом фильме, едва ли осталась с тех пор в памяти зрителей: она была второстепенным персонажем из прежней жизни Ивана, с которой он, казалось, навсегда распрощался. Но все непостоянно в волшебной сказке. В продолжении нашей истории коварная Галина возникает в новом качестве и новом статусе, из тихой простушки вырастает в настоящую фурию, и это меняет все. «В новом фильме главный отрицательный персонаж мужского рода, – объясняет Дьяченко, – а Галина помогает этому злодею. Образ строгой властной женщины, в принципе, появляется во многих сказочных произведениях, и мы его тоже не избежали. Галина превращается во втором фильме во властную, уверенную в себе женщину, способную быстро превратить друзей Ивана в его врагов».Актриса Елена Валюшкинатак рассказывает о своей героине:«Главное злодейство может приобретать разные формы, а главные злодеи – менять облик. Такова оказалась и моя Галина. Она может быть скромной домработницей, а потом в одночасье превратиться во властную хозяйку Вселенной, или по крайней мере, вести себя как такая хозяйка…»
  • Варвара, которая в продолжении богатырской киноэпопеи отступила на второй план, сохранив при этом яркую красоту и зловредный характер, в русской сказочной традиции – героиня без своей судьбы. Это всегда Варвара-Краса-Длинная-Коса, но и только. В «Последнем богатыре» ей впервые придумали характер и судьбу – быть женой Добрыни Никитича, который захотел царствовать, за что и поплатился.«Мы можем предположить, – подтверждает наблюдения зрителя режиссер Дмитрий Дьяченко, – что каждая красавица добра и прекрасна душою, но ведь с тем же успехом она может быть и коварна, как мачеха из «Белоснежки». Варвара – просто живой человек, и если она не ангел, то, может быть, стоит понять, что довело ее до жизни такой».
  • Екатерина Вилкова признается, что, получив приглашение на пробы, она «… сразу начала об этой роли мечтать, стараясь не думать о других претендентах и не искушать судьбу». «Что же касается моей героини, – говорит актриса, – то о ней изначально ничего неизвестно, в отличиеот других. Если с Бабой-Ягой и Кощеем Бессмертным у зрителя связаны конкретные ассоциации, и все знают, что Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках, а у Кощея жизнь висит на острие иглы, то Варвара-Краса-Длинная-Коса – просто имя. Мне не нужно было что-то повторять, от чего-то отталкиваться или отказываться, и в этом смысле у меня был абсолютный карт-бланш».
  • В русских сказках злым волшебником обычно выступает Кощей, но в былинах можно встретить архетип мудрого лесного отшельника-старца, волхва, ведуна, не всегда доброжелательно расположенного к людям. В чем-то это собирательный образ реальных знахарей, в чем-то – воплощение черт древних славянских божеств, вроде небесного кузнеца Сварога или покровителя сказителей и мудрецов Велеса. В фильме «Последний богатырь: Корень зла» таким недобрым ведуном предстаёт Роголеб – главный противник Ивана и его друзей, вдохновитель всех темных поступков, которые происходят в мирном Белогорье. О своем герое актер Владислав Ветров рассказывает так: «Отчасти это традиционный сказочный персонаж – колдун, или злодей, но созданный с применением новых технологий, с которыми я лично раньше не сталкивался. Вообще на съемочной площадке столько всего происходило интересного, что самое большое искушение было – не сниматься, а снимать. Вытащить мобильный телефон, и фотографировать все вокруг. Хоть это правилами и запрещено».
  • Илья Муромец –главный из трёх сказочных богатырей, наиболее могучий, рассудительный и отважный. По одной из версий, прототипом этого персонажа русских былин стал реальный воин-монах, Илия Печерский или «Преподобный Илия Муромец», мощи которого покоятся в Киево-Печерской Лавре. Исследования советских ученых в конце 1988 года, проанализировавших останки Илии, показали, что это был довольно крупный для своего времени мужчина (177 см. ростом), с необычайно крепкими костями черепа, и значительно более крупными, чем у других людей, костями запястий и плеч. Выявили у него и признаки заболевания позвоночника (по легенде, Илья Муромец пролежал на печи без движения на печи первые тридцать три года своей жизни).
  • В русских былинах легендарный богатырь Илья, совершив множество подвигов, окаменел вместе с конем. В фильме «Последний богатырь» все произошло наоборот – зачарованный злой Варварой, простояв весь фильм в виде каменной статуи в княжеских покоях, Илья оживает, чтобы встретиться со своим пропавшим сыном Иваном. В продолжении богатырской саги Disney Илья – полноправный правитель Белогорья, наставляющий на воинский путь своего отпрыска, расстроенного тем, что силушка богатырская его обошла стороной: «Не кручинься, придет сила. Дай только время. Я сам тридцать три года на печи лежал».
  • Кощей Бессмертный – хозяин подземного царства. Предположительно, имя его происходит от слова «кость», поэтому худоба – кожа да кости – свойственна его натуре. Но это только одна из версий. По другой, имя Кощея произошло от слова «стоянка» (в древнерусском «кошь» – «стан, обоз»). Как бы то ни было, слово «кощей» трижды упомянуто в «Слове о полку Игореве». В первом фильме про Белогорье мы узнали Кощея с необычной стороны – как человека, пусть нелюдимого и неприветливого, но обладающего своими твердыми принципами, и способного на сильные поступки. В продолжении волшебной сказки мы узнаем о происхождении этого персонажа, о секретах, таящихся в его прошлом, и о том, что заставило его встать на Тёмную сторону.
  • герой одноименной русской народной сказки, которую обычно читают детям в младенческом возрасте, многократно был «оживлен» в мультипликации, рисованной и кукольной, но впервые стал героем игрового кино. Это тот самый Колобок, который «…по амбару метён, по сусечкам скребён, на сметане мешён, в печку сажён…». Но чтоб лиса его «…ам и съела», такому в новом фильме не бывать.
  • В русском фольклоре «Колобок» представляет собой один из древнейших типов повествования, с кумулятивной, или цепевидной, структурой – характерной особенностью которой является повторение определенных действий, приводящее к катастрофическому финалу. Впрочем, в фильме Колобок как раз сторонится любых шаблонных действий, и крайне изобретателен – особенно в том, что касается драки. «Своим фильмом мы печальный финал сказки о Колобке подправили и жизнеописание его немножко переделали. Судьба его совсем не печальна – он остался жив и дожил до преклонного возраста. Колобок, как Карлсон, мужчина в самом расцвете сил – веселый разбойник, авантюрист…» – определяет этого персонажа Дмитрий Дьяченко.
  • Сообщив Колобку функции внутреннего голоса Ивана, его альтер эго, создатели фильма не могли допустить его бесславной гибели и позволили рисованному персонажу не просто выжить, но катиться, куда ему в голову (за неимением других органов) придет. «Как только появился сценарий, Колобок сразу обратил на себя внимание, – комментирует художник-постановщик фильма Григорий Пушкин. – Свежий образ, хотя и черствая выпечка. Это прежде всего персонаж, отвечающий в нашей картине за юмор». Внешний вид Колобка дался художникам очень нелегко – за время подготовки к съемкам внешность этого персонажа неоднократно и кардинально менялась. По словам, арт-директора визуальных эффектов Анатолия Тура, «Колобка делать было сложно – мы с художниками-аниматорами, со специалистами по озвучанию пытались все время найти его характер. Как бы он себя повел в той или иной ситуации, как бы он себя проявил… Продвигались только методом проб и ошибок».
  • Самой главной удачей при работе над образом Колобка Дмитрий Дьяченко считает приглашение Гарика Харламова, который озвучил этого персонажа: «Главная сложность с Колобком состояла в поиске актера, способного его озвучить. Мы перепробовали очень много артистов, пока не остановили свой выбор на Гарике, и несмотря на его занятость, смогли его выцепить. Он идеально подошел для этой роли – не только в голосе, но в характере Гарика есть частица Колобка. Он авантюрный, любит нестандартные решения, и его голос абсолютно передает этот характер. В низком, резковатом тембре слышится неуживчивое, драчливое, колкое существо, способное сказать крепкое словцо, выдать моментальную шутку. Другим артистам не хватало драйва, разбойничьего характера, который есть у Колобка – а он нам важен как персонаж, близкий по духу Ивану. Иван одинок, старых друзей у него и нет, а тут появляется эдакий постоянный верный спутник – и брат, и дружбан. Его функция – быть похожим на Ивана».
  • Водяной – повелитель рек, озер и морских вод. В сказочной мифологии Водяной был опасным злодеем – чтобы его задобрить, люди приносили ему в жертву прекрасных девушек. Однако те времена прошли. Волшебная сила речного владыки давно уже не та, и жизнь не приносит ему радости. Водяной растолстел, обрюзг, считает себя неудачником, в то время как другие, в том числе и наши герои, считают его нытиком и занудой. Однако теперь ему предстоит выступить в роли спасителя.
  • «Чаще всего водяной в поверьях восточных славян изображался безобразным голым стариком, – пишет знаменитая исследовательница русского фольклора Эрна Померанцева, – косматым, одутловатым, покрытым тиной, с большой бородой и зелеными волосами. В некоторых местах портрет водяного уточнялся деталями: лапы вместо рук, хвост, рога на голове, гусиные лапы и т.д». Померанцева указывает, что Водяной был одним из наиболее популярных образцов демонологии восточных славян. В XIX веке писали, что «…в водяных верят так же, как в свое собственное существование».
  • Водяной, как и Колобок полностью создан средствами компьютерной графики. Во втором фильме он как будто оказывается на периферии сюжета, но все равно это – запоминающийся образ.Невероятно пластичный, он балансирует на грани, отделяющей неприятное от забавного. Как будто заполненное водой, его тело подрагивает и колышется, булькая и грозя растечься по земле. Эта субстанция создана с начала до конца фантазией художника фильма Григория Пушкина, – и тем не менее, Водяного сыграл живой артист.
  • Сначала сняли одетого в специальный костюм Сергея Бурунова – он «прошел» в живую все стадии роли, потом на основе готовых кадров создали макет персонажа, дополнили его мышцами, суставами, способными двигаться под кожей. После этого снова вступает в действие артист, который начитывает полностью все буквы русского алфавита и всевозможные сочетания букв. Дальше звучащие слоги и буквы соединяют в текст роли, и артист заново начитывает – и проигрывает – всю роль целиком. При этом на лбу у него в это время висит камера, снимающая мимику, которые затем методами компьютерной графики переносятся в кадр.
  • «Процесс усложняло и то, – объясняет Дмитрий Дьяченко, – что мы вынуждены были отказаться от практики, принятой в американском кинематографе, где камера обычно вешается на актера сразу, и одновременно пишется звук и снимается изображение – рельеф лица, гримасы. Съемки проходили не в павильоне, а в очень разных, чаще всего труднодоступных местах, и мы решили разделить этапы – сначала снять Сергея Бурунова, потом отдельно записать звук».
  • В традиционной русской сказке – такой, например, как «Чудо-юдо и Иван, крестьянский сын», Чудо-Юдо – многоголовое морское чудище. «Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали – подъезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста – конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился».В нашем же случае Чудо-Юдо – персонаж еще праславянской мифологии, кочующий, кстати, еще из дославянского обихода, – чудище не морское, а лесное. И в самых древних повествованиях он даже не был отрицательным героем, и даже не был мужчиной… Пол его менялся от женского к мужскому, о мужского к среднему. В этом смысле сценаристы опирались на древний источник.
  • В фильмах «Последний богатырь» и «Последний богатырь: Корень зла» Чудо-Юдо – пятиметровое чудовище грязного землистого цвета, покрытое бородавками – оказалось одним из самых заметных персонажей. При том, что существо это настолько безобразное, что даже богатыри в свое время не смогли, а может, и побрезговали его победить. Избежав таким образом заточения,чудище обитало в ущелье, которое даже Кощей, не уступавший ему в силе, обходил стороной. Но времена изменились, и Чудо-Юдо оказалось – а точнее, оказалась, ибо выяснилось, что это особа женского пола, – на стороне последнего богатыря, Ивана.
  • Григорий Пушкин считает Чудо-Юдо самым сложным персонажем с точки зрения кинопроизводства, «потому что там и реальный артист, и компьютерная графика – а при этом харизма актера, его мимика так работает, что есть ощущение реальности происходящего». Александр Семчев добавляет: «Чудо-Юда действительно никогда не было в наших киносказках, хотя для меня это не это не первый мой сказочный персонаж – в четвертом классе, когда я учился, я начал с Бабы Яги, в фильме «Волшебный зуб». Так что и женщин мне приходилось играть. В моем понимании, Чудо-Юдо – как в песне из «Бриллиантовой руки»: «На лицо ужасная, добрая внутри». Важно, что это именно женщина – доверчивая, даже, наверное, любящая. Вглядитесь в эти глаза – они говорят обо многом, несмотря на то, что так глубоко спрятаны. Моя задача была вдохнуть в эту героиню жизнь».
  • Кит в русском фольклоре появился прямиком из ветхозаветных библейских преданий – иногда он принимает черты Левиафана, могучего морского чудовища, подводного змея исполинских размеров, а иногда – «одомашнивается», в память о пророке Ионе, который провел в чреве китовом три дня и три ночи и выбрался оттуда невредимым. Известен, например, сюжет из собрания нравоучительных повестей «Великое Зерцало», в котором путники в открытом океане решают провести богослужение, высадившись на небольшом островке – который впоследствии оказывается спиной исполинского кита. Впрочем, кит ведет себя смирно, на протяжении всей литургии ни разу не шелохнувшись, из уважения к происходящему. Ну и, конечно же, самым известным китом в русской литературе стал Рыба-Кит из сказки Петра Ершова «Конёк-горбунок», который обладал такими исполинскими размерами, что на его спине помещались, леса, пахотные поля, и целое село с обитателями.
  • В фильме «Последний богатырь: Корень зла» исполинская рыба-кит обретает новые способности, и становится подвластной богатырской руке – пусть для руления этим чудищем и требуется недюжинная сила. Впрочем, тут снова можно вспомнить Ветхий Завет, процитировав Книгу Иова: «Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?». Богатырям из Белогорья это удалось.
  • О создании кита рассказывает 3-D художник Максим Ваваев: «Это не обычный кит, это сказочный персонаж, гигантский, сделанный из разных интересных материалов. Для нас главным было, чтобы в эпизодах с ним, от общего плана, к самому близкому, где стоят наши герои, изображение не теряло в качестве. Вручную это отрисовать было невозможно, ну ли пришлось бы потратить огромное количество ресурсов. Поэтому пришлось придумывать технологии, с помощью которых можно было бы взять любой масштаб – чтобы, например, можно было подлететь камерой к его глазу и посмотреть, как сужается его зрачок. Чтобы понять масштаб: зрачок этого сказочного кита размером примерно с футбольный мяч, так что можно себе представить размер всего существа. Примерно 160 метров в длину».
  • Мифический персонаж из русских сказок, злой и прожорливый дракон, часто – говорящий, хитрый и коварный. Как правило, у Змея Горыныча есть крылья, длинный хвост, медные когти и много (от трёх до двенадцати) голов. Некоторые исследователи считают, что фамилия «Горыныч» происходит от слова «гора» – ведь в сказках Змей часто обитает в пещере. Но все же превалирует точка зрения на «огненное» происхождение этого названия, от общего корня с глаголом «гореть», что связано с способностью Горыныча выдыхать огонь из своих пастей (в некоторых версиях он еще умеет пускать дым из ушей). И вообще Змей неравнодушен к огню – недаром в одной из сказок он сторожит Калинов (то есть раскаленный) мост через огненную реку.
  • В первом фильме про Белогорье одним из самых больших сюрпризов для зрителей стало появление на экране вместо огромного чудовища – маленького трехглавого дракончика, размером с кошку. Но несмотря на кажущуюся незначительность, Змей Горыныч из «Последнего богатыря» умеет выпускать пламя не хуже портативного огнемета, и отличается весьма боевым нравом – что пригодится нашим героям и во второй части.
  • В русских сказках волк может выступать и в качестве опасного (хоть иногда и глуповатого) врага, так и волшебного помощника, обладающего определенными магическими способностями. Корни такого отношения к волку прослеживаются в скандинавской мифологии, но именно в русских народных сказках Серый Волк часто выступает средством передвижения (добровольно, по уговору, или вследствие обмана). Вот и в фильме «Последний богатырь: Корень зла» злодейка Галина также эффектно появляется в Белогорье, оседлав магического волка.
  • Жилище, которое может передвигаться таким оригинальным способом – уникальное явление в мировом фольклоре. В. И. Даль считал, что идея «куриных ног» родилась из обычая ставить дома в заболоченных местностях на сваи. Есть версия происхождения этогообраза от охотничьих кладовок с припасами и трофеями, которые также ставили на высокие столбы, чтобы лесные хищники не могли до них добраться. Третья гипотеза выводит избушку на курьих ножках от «чамья», ритуальных амбарчиков угро-финских племен. Эти домики без окон и дверей на срубленных стволах деревьев ставили на укромных лесных полянках, окружали частоколом, а внутрь помещали деревянных идолов.
  • В волшебном приключении «Последний богатырь: Корень зла» волшебная изба выступает подстать своей хозяйке Яге, и облает множеством особенностей, постоянно удивляя героев фильма. Это неслучайно – ведь исследователи-фольклористы считают, что в русских сказках избушка на курьих ножках выступает своего рода порталом в потусторонний мир. Художник-постановщик фильма Григорий Пушкин особенно гордится тем, что избушка на съемках выступала полноценной декорацией: «Конечно, мы не стали делать механических бегущих курьих ног – с помощью компьютерной графики их сделать дешевле и быстрее. Но целиком нарисованных конструкций у нас не было – это была настоящая изба, с реальными предметами, реальной архитектурой».
  • Если в первом фильме Белогорье снималось в основном в предгорьях Кавказа, то «Последний богатырь: Корень зла» потребовал более широкой географии съемок, «чтобы было интереснее следить за героями, которые непрерывно путешествуют, чтобы максимально разнообразить пейзаж», – говорит Дмитрий Дьяченко.
  • Герои непрерывно перемещаются во времени и пространстве, спускаются под землю и поднимаются в воздух – и в выборе локаций чувствуется тоже сказочный, или, скорее, голливудский масштаб: съемочная группа перемещалась между Подмосковьем, Карелией, Пермским краем и снова Кавказом, где недалеко от Сочи, в Сочинском Национальном Парке были найдены захватывающие дух горные панорамы и живописные реликтовые леса. По словам художника-постановщика фильма Григория Пушкина, «на юг мы отправились с целью найти роскошную фактуру, которой нет в нашей полосе. В прошлый раз, когда мы готовились к первому фильму, поиск был удачным, и сейчас мы постарались найти локацию где-то примерно в том же регионе, но в другом месте – нам не хотелось повторяться…»
  • Город в Белогорье, где, провалившись в сказочный мир, впервые обнаруживает себя Иван, и где происходит значительная часть действия второго фильма, построили под Москвой, в районе Химок. Григорий Пушкин добавляет: «Было очень трудно найти подходящее место, чтобы выстроить на нем Белогорье. Это должен был быть реальный ландшафт, с горками и отсутствием на горизонте современных домов. Нам просто повезло – мы нашли такое место, и все построили с нуля. Частично фильм снимался там, под Москвой, частично на студии, в декорациях».
  • О процессе создания столицы сказочной страны рассказывает3-D художник Максим Ваваев: «Мы разработали программу, которая позволила нам сначала конструировать элементы для домов, потом – дома из этих элементов, а потом уже весь город, начиная с самый маленьких невзрачных домиков, до больших красивых трехэтажных дворцов с разноцветными крышами. Все как в жизни – чем ближе к центру, тем выше и богаче, чем дальше – тем попроще. Вручную сделать такую работу невозможно, и мы прибегали к технологиям, которые позволили нам автоматизировать процесс. Это процедурное моделирование, с помощью нейронных сетей, в результате которого появляется живой город – с домами, улицами, деревьями, колодцами, коновязями и так далее. Там не должно было быть повторяющихся домов – они могут быть похожими, с повторяющимися элементами, но каждая постройка уникальна».
  • По степени сложности компьютерной графики, созданной для фильма, картин, равных фильму «Последний богатырь: Корень зла» в России пока нет. Рассказывает Анатолий Тур, арт-директор визуальных эффектов: «Обычно у нас есть кадр, в который мы вставляем трехмерного анимированного персонажа. Тут же мы столкнулись с тем, что для одного кадра часто нужно было совмещать два или три изображения. Например – есть актриса, которую сняли на хромакее, есть панорама города, над которым она пролетает, и нужно совместить изображения с двух камер. Они не совпадают, нужно их подобрать. К тому же, мы применяли абсолютно новый для нас вид оборудования – на съемках этого фильма было много панорамных съемок с использованием коптера. За коптер на съемках отвечали два человека. Один управлял камерой, которая на нем установлена, второй – собственно коптером. И синхронизировать их действия было очень сложно, приходилось учиться в процессе. Но результат мне нравится!».
  • Оформить подписку