Фильм Офелия

Ophelia
Режиссер
Клер МакКарти
Актеры
Дэйзи Ридли, Наоми Уоттс, Том Фелтон, Клайв Оуэн, Дэйзи Хэд, еще

После загадочной смерти датского короля престол занимает его лицемерный и коварный брат Клавдий. Приближенная королевы, придворная красавица Офелия, пытается защитить от его интриг свою госпожу и своего возлюбленного, принца Гамлета. Неожиданная интерпретация самой знаменитой пьесы Шекспира. Фильм вошел в конкурсную программу 40-го Московского кинофестиваля.

Съемочная группа

Продюсеры
Дэниэл Бобкер, Сара Кертис, Пол Хэнсон, еще
Оператор
Денсон Бэйкер
Сценаристы
Семи Челлас, Lisa Klein

Знаете ли вы, что

  • Продюсер Дэниэл Бобкер впервые прочитал молодежный роман Лизы Кляйн «Мое имя Офелия» еще до его публикации. Его сразу же увлекла идея увидеть историю Гамлета глазами Офелии. «Меня очаровал образ Офелии как движущей силы всего происходящего, а пересказ «Гамлета» с точки зрения сильной женщины, по-моему, отличный способ освежить пьесу, повысить ее значимость для современной аудитории», – вспоминает он. Бобкер немедленно связался со своим партнером Эреном Крюгером, и они получили права на экранизацию романа ещё за несколько недель до его выхода в свет в апреле 2007 года. Затем Бобкер и Крюгер обратились к Саре Кертис, ведущему британскому продюсеру, чей тонкий вкус глубоко уважали. «Мы всегда стараемся работать над своими проектами вместе с ней, так как она прекрасно ориентируется в европейском независимом кино», – говорит Бобкер. Вскоре Кертис подключилась к проекту и начала искать необходимые на его развитие средства.
  • Счастливый случай свел их с перспективной канадской сценаристкой Семи Челлас, и уже через два года после получения прав на экранизацию был готов сценарий. «Челлас тогда впервые приехала в Лос-Анджелес, она показалась нам талантливой и амбициозной молодой женщиной, чей голос непременно наполнит «Офелию» юношеской энергетикой. Когда находишь молодого автора и видишь, как он выводит повествование на новый уровень, что она и сделала со сценарием, это вызывает чувство глубокого удовлетворения, – комментирует Бобкер. – Семи добавила сюжету немало штрихов, благодаря которым «Гамлет», эпохальное творение, раскрывается таким образом, что может привлечь более молодую аудиторию». В настоящее время Челлас отмечена номинацией на Эмми и премией Гильдии сценаристов США 2013 и 2016 годов за сериал AMC «Безумцы».
  • Семи Челлас вспоминает, как первый раз читала книгу Кляйн и восхищалась выписанными автором отношениями между Офелией и королевой Гертрудой: «Я видела и читала пьесу много раз, и всегда меня привлекал загадочный и трагичный образ королевы. Работа над сценарием стала для меня возможностью исследовать безумно интересную для меня территорию: женскую дружбу, особенно между женщинами разного возраста; хитросплетения в отношениях матерей со своими сыновьями; и особую связь между матерями и их дочерями, а в данном случае – между сиротой Офелией и Гертрудой, которая видит в девушке некие свои черты. Я стараюсь писать о том, как люди находят себя, и я всегда ищу самый интересный подход к истории. Меня поразил характер Офелии, которая завоевывает сердце принца и взрослеет, отстаивает свои убеждения. Мне близка ее неприспособленность к жизни. Она такая мягкая, но сильная и смелая, она разбирается в себе. А идея раскрыть грандиозную, но тайную историю любви между ней и Гамлетом, вызвала у меня огромный интерес. Как это пугающе (но увлекательно) взять великие вопросы шекспировского «Гамлета» – вопросы о любви, о мести, о том, быть или не быть – и обрушить их все на их головы. Есть нечто ниспровергающее в том, чтобы рассказывать историю с точки зрения человека, лишенного силы и власти, чьи возможности ограничены, на кого смотрят сверху вниз».
  • Впечатленные мощной новеллой австралийского режиссера Клэр МакКарти в фильме-альманахе «10 мгновений судьбы», Бобкер и Крюгер привлекли ее к проекту более трех с половиной лет назад: «Она показалась нам идеальным постановщиком для этого фильма, и ее страсть чувствовалась все то время, пока мы искали актеров и финансирование».
  • Клэр МакКарти, давняя поклонница Шекспира, вспоминает, что первое прочтение сценария вывело ее из равновесия. Она нашла его «насмешливо-ироническим, оригинальным взглядом Офелии на то, как мы понимаем эту историю». Она ухватилась за возможность обратиться фильмом как к молодой аудитории, так и к публике, которая уже хорошо знает и любит Шекспира: «В наше время, когда женщины и в кадре, и за кадром более активно участвуют в процессе, думаю, зритель хочет видеть женщину сложную, небезупречную, живую. И в этой версии «Гамлета» мы видим Офелию по-новому – она уже не просто несчастная жертва. Мы видим, как она берет управление своей жизнью в собственные руки, и это, на мой взгляд, очень свежо. Вот почему эта история так привлекла меня как постановщика и как женщину».
  • Во время первых встреч с МакКарти Челлас была поражена режиссерским видением фильма: «В ней есть истинное чувство стиля, у нее острый глаз, но что по-настоящему нас сближает, так это наше понимание персонажей. Мы часами говорили о любовной линии, о потере невинности, о том, что это значит для Офелии – вступать в эпоху зрелости в качестве придворной дамы. Клэр так глубоко проникла в яростные и нежные отношения между Офелией и Гертрудой – как королева принимает Офелию, когда расстается с сыном (Гамлет уезжает в университет, влюбившись в первый раз)».
  • «У этой версии Офелии гораздо больше измерений и сильных черт, чем ей было дозволено иметь в оригинальной истории Шекспира. Я надеюсь, что в нашем пересказе публика заново откроет для себя «Гамлета», которого она знает и любит, что к прошлому опыту добавится восхищение теми нюансами, которые возникают благодаря новой оси повествования, – комментирует Клэр МакКарти. – У нас историческая картина, но при этом пересказ истории от лица Офелии свеж и динамичен, он проливает свет на ее внутреннюю борьбу. Наша история заряжена адреналином, в ней есть элементы напряженного триллера, взаимоотношения сильных персонажей, активные женские роли, пылкая любовная страсть и пышное художественное оформление». Семи Челлас добавляет: «Клэр блестяще удалось перенести мой сценарий на экран, передать мифические аспекты истории. Ее чутье при воплощении глубочайших тем сценария в восхитительные визуальные образы не перестает поражать меня».
  • Семи Челлас, автор сценария, говорит о сюжете: «Сердце фильма – это любовь между Офелией и Гамлетом. Он – благородного происхождения, она – самая бедная из фрейлин его матери (и меньше всех любящая свою роль придворной дамы, как она ему говорит). То, что начинается с невинного флирта, превращается в опасный роман, когда отец Гамлета, король Дании, неожиданно умирает, а его овдовевшая королева, несчастная Гертруда, выходит замуж за плутоватого Клавдия, младшего брата короля. Пока Офелия по крупицам восстанавливает обстоятельства смерти короля, в Гамлете растет жажда мести. Королева Гертруда, не подозревая о влюбленности сына, выбирает Офелию в свои конфидентки и посылает ее в лес за тонизирующим средством, к которому давно пристрастилась. Там Офелия встречает изгнанницу и знахарку Мехтильду и узнает от нее тайную историю, объясняющую происходящие события. Затем королева узнает о романе сына, а Клавдий понимает, что Офелия вот-вот уличит его в преступлениях. Жизнь Офелии в опасности. И в этот момент мы отклоняемся от всем известной истории и пускаемся в новое приключение. Офелия должна подумать о себе. Она вынуждена защищаться».
  • Офелию играет Дэйзи Ридли, которая обрела известность после фильмов «Звездные войны: пробуждение силы» и собравшего более миллиарда долларов в прокате «Звездные войны: последние джедаи». Бобкер вспоминает, как отправил сценарий агенту Ридли, а уже через несколько дней получил ответ, что она заинтересовалась: «Сложность пересказа «Гамлета» в том, что до нас уже было снято множество прекрасных адаптаций пьесы. Но уникальный шанс рассказать трагическую историю влюбленной, которая всегда оставалась загадкой и о которой никто ничего толком не знал – вот что, на мой взгляд, сразу захватило Дэйзи так же, как и нас. Она страстно увлеклась проектом и правильно настроилась на свою роль».
  • МакКарти говорит, что сложная роль Офелии требовала огромных эмоциональных и физических затрат от Дэйзи: «В Дэйзи есть сила. Она хорошо чувствует современность. В ней есть упорство и гибкость, а они совершенно необходимы, когда играешь человека, которого, по традиции принято считать очень хрупким».
  • Заполучив Ридли на роль Офелии, создатели фильма перешли к выбору одной актрисы на две роли, королевы Гертруды и Мехтильды. Бобкер и Крюгер, знакомые с Наоми Уоттс по работе над предыдущими проектами, отправили ей сценарий, и уже через неделю она откликнулась на предложение сыграть обеих героинь. «Наоми, разумеется, вывела свою игру на новый уровень еще в «Маллхолланд Драйв», где сыграла зеркальных персонажей. Нам понравилась идея поставить перед ней ту же задачу, с которой она блестяще справилась в прошлом в несколько ином ракурсе», – замечает Дэниэл Бобкер. Говорит Челлас: «Я тоже была очарована третьей женщиной, которую Кляйн вплела в классический сюжет, ведьму/целительницу/мудрую женщину Мехтильду, живущую в лесу за стенами замка. Эта изгнанница раскрывает жизнь при дворе с другой стороны. Мы придумали, что Мехтильду должна играть та же актриса, что играет Гертруду. Из этого выросла сюжетная линия о разлученных сестрах-близнецах, одну из которых изгнали из замка. В этих двух ролях мне всегда представлялась Наоми Уоттс. Я знала, что она добавит глубины этим двум женщинам, двум сторонам одной монеты».
  • МакКарти описывает неправдоподобную близость, возникающую между Офелией и королевой Гертрудой в исполнении Уоттс, как «практически нравственный перенос, где Гертруда видит в Офелии много от себя самой, когда-то юной неиспорченной красивой женщины, которой еще только предстояло сделать выбор и распорядиться собственной жизнью. Королева Гертруда довольно одинока и подавлена, она отчасти стыдится той жизни, которую ведет, а при том дворе она не имеет достаточного веса. К ее голосу, ее мнению не очень-то прислушиваются. То есть, это в целом трагический персонаж, но Наоми придает ее образу очень трогательную сложность».
  • Когда и Уоттс присоединилась к проекту, создатели фильма вплотную взялись за поиски средств, чтобы приступить к съемкам. «Тогда-то и началось наше сотрудничество с Covert Media, которым очень понравился и сам проект, и Дэйзи с Наоми. Дальше все пошло как по маслу», – заключает Бобкер.
  • Удостоенный награды Каннского кинофестиваля британский актер Джордж МакКэй («Капитан Фантастик») согласился сыграть принца Гамлета, классическую и в то же время совершенно новую роль. «Если повнимательней присмотреться к фильму, то многие классические сцены приобретают большее драматическое значение из-за смены угла зрения, и думаю, Джордж это уловил. Между ним и Дэйзи пробежала искра, как только они познакомились», – говорит Бобкер.
  • Актер, удостоенный премии BAFTA Award, Клайв Оуэн («Дитя человеческое») играет Клавдия, грозного дядю-тирана принца Гамлета, который узурпирует трон и ставит некогда мирное Датское королевство на грань войны. Оуэн «очень пылко» отнесся к участию в переосмыслении одного из величайших произведений Шекспира, тем более что у руля стояла сильная женщина-режиссер с четким вuдением.
  • Возможность снова поработать с Наоми Уоттс и Джорджем МакКэем стала еще одной точкой притяжения для Оуэна: «Язык Шекспира до сих пор считается одним из лучших образцов писательского искусства в истории, поэтому менять его – крайне сложная задача. Сценаристы очень хорошо поработали над созданием мира в шекспировском стиле, по его образу и подобию, но без излишеств. Думаю, они нашли очень верный тон». Бобкер отмечает: «Клайв великолепен во всем, за что берется, но в его исполнении Клавдий получился многомерным персонажем на таком уровне, до которого, боюсь, другие актеры не докопались бы. Острота, которую Клайв придал роли, стала ключевой». Его поддерживает МакКарти: «Клайв в прямом смысле шагнул на темную сторону. Он захотел и сумел показать все мрачные оттенки личности Клавдия».
  • Том Фелтон, лучше всего известный по роли подлого Драко Малфоя из франшизы о Гарри Поттере, играет Лаэрта, брата Офелии и друга Гамлета; а австралийский актер Девон Террел, который недавно обратил на себя внимание выдающейся игрой в биографическом фильме о Бараке Обаме «Барри» – верного друга Гамлета Горацио. Говорит Бобкер: «Этими двоими будет восхищаться еще много поколений. Они великие актеры на все времена. Заполучить таких харизматичных ребят, как Том и Девон, на второстепенные роли – большая редкость».
  • МакКэй и Фелтон посвятили многие недели интенсивным упражнениям в фехтовании, чтобы подготовиться к кульминационной сцене дуэли. «После каждой тренировки мы смотрели друг на друга и не верили, что это наша работа – нам платят за то, чтобы мы это делали. Девятилетние мальчишки у нас в душе пели от удовольствия», – смеется Том Фелтон. Его коллега Джордж МакКэй подхватывает: «Я им восхищаюсь. Он поражает меня на каждом шагу, а что такое трудовая дисциплина, он понимает, как никто другой».
  • Девон Террел о своем канонически благородном персонаже: «Горацио – лучший друг и доверенное лицо Гамлета. Гамлет для него все. У него очень красивые отношения (особенно в этой истории) с Офелией. Она дорога ему, потому что он понимает, как тяжело ей приходится, что Гамлет заставляет ее пережить».
  • Создатели фильма дополнили основной актерский состав первоклассными британскими театральными актерами, в частности в фильме сыграли Доминик Мафэм («Мушкетеры») в роли Полония, Натаниель Паркер («Звездная пыль») в роли короля Гамлета, Дэйзи Хэд («Другой мир: войны крови») в роли Кристианы и Себастьян де Соуса («Влюбленные дети», «Борджиа») в роли Эдмунда.
  • После того, как Бобкер и Крюгер получили права на «Офелию» в апреле 2007 года, они посвятили почти десять лет подготовке непосредственно к съёмкам фильма, которые начались в Чехии в мае 2017 года. Создатели картины объездили несколько стран, но в конечном итоге решили снимать в Праге, где до этого уже снимали экранизацию «Братьев Гримм» Терри Гиллиама в 2003 году. «Важную роль в этом сыграло то, что мы уже имели некоторое знакомство с командой Stillking Films, с нашей местной продюсерской компанией. К тому же замки и ландшафты для нашей истории в Чехии лучше, чем в любой другой стране», – говорит Бобкер.
  • Фильм снимали в исторических локациях по всей Чехии и в павильонах со средневековыми декорациями, созданными художником-постановщиком Дэйвом Уорреном, номинантом на премию Американской киноакадемии за работу над «Воображариумом доктора Парнаса» Терри Гиллиама. Самая большая постройка фильма, парадный зал замка Эльсинор, занял Шестой павильон знаменитой Пражской киностудии «Баррандов» почти целиком.
  • Прежде чем приступить к работе, МакКарти и Уоррен обсудили целый ряд визуальных отсылок, от работ американского художника-монументалиста Эдвина Остина Эбби до картин прерафаэлитов. «Мы рассматривали интерпретации средневекового периода шекспировских пьес конца XIX века», – отмечает Уоррен. Помимо этого, режиссер с самого начала постановила, что в фильме не будет ярких цветов, кроме тех, что встречаются в природе: «Так картина смотрится естественней, поскольку некоторые из использованных цветов не очень согласуются с эпохой».
  • Для создания замка Эльсинор, главной локации фильма, Уоррен взял разные элементы от нескольких чешских замков и монастырей и соединил их с павильонной постройкой. «У Дэйва очень развитой вкус, и он отлично умеет создавать миры, которые кажутся цельными и органичными», – говорит Бобкер. Замок Кршивоклат стал для Уоррена базовым в плане исторических деталей: текстуры каменной кладки, формы окон большинства интерьеров, тогда как замок Пернштейн – основой подхода к внешнему виду замка Эльсинор. Остальные детали интерьеров сложились из множества уникальных строений, таких как монастырь XV века Осек. Его внутренний двор скопирован для одного из садов Эльсинора, где снимали сцену дуэли между Гамлетом и Клавдием. «Задача декораций и реквизита как Парадного зала, так и других помещений заключается в том, чтобы собрать разрозненные образы воедино, добиться ощущения, что один интерьер плавно перетекает в другой, а патина и мелкие детали должны создавать у зрителя иллюзию, будто он видит один большой замок. А Эльсинор – очень большой замок», – говорит Дэвид Уоррен.
  • Когда Клавдий захватывает трон, однажды цветущее королевство Эльсинор начинает увядать, с точки зрения Офелии, и Уоррен старался передать его угасание через внешний вид самого Парадного зала. «Он всё так же повергает в трепет своим размахом и оживленностью, но приобретает несколько иной характер – все как будто покрыто прахом, все цвета выглядят немного поблекшими. Цветы, геральдика и знамена едва заметно тускнеют, и от этого чувствуется, что характер замка изменился». «Я думаю, сцены в Парадном зале будут производить наибольшее впечатление, потому что съемочная площадка была поистине огромной, просто грандиозной. А когда она заполнялась людьми в историческом облачении, это выглядело очень весомо и внушительно», – говорит Клайв Оуэн.
  • МакКарти отмечает, что съемки в Праге оказали несомненное влияние на всю эстетику «Офелии»: «Мы имели честь снимать среди невероятных образцов высокой готики, необычайно красивых и идеально подходящих для описываемых нами событий. Кроме того, чешская команда прекрасно сработалась с нашим интернациональным коллективом. Я очень, очень довольна тем, сколько внимания к деталям и текстуре, сколько любви вся команда отдала миру нашей картины».
  • Клайв Оуэн, который до этого уже снимался в Чехии, также счел, что местные локации просто идеально подошли «Офелии»: «Прелесть Праги в том, что достаточно отъехать буквально на полчаса от центра города в любом направлении, и ты обязательно наткнешься на великолепные по своей красоте замки и виды. Для нашего фильма это то, что нужно – здесь сохранилась подлинная древность». «Мы хотели, чтобы фильм выглядел естественно, чтобы он получился глубоко личным, будто мы смотрим на все глазами самой Офелии, путешествуем вместе с ней. Я хотела, чтобы у фильма был собственный художественный образ, свое историческое полотно, на котором проступает история, увиденная глазами женщин», – говорит режиссер.
  • Оператор-постановщик Денсон Бэйкер, сотрудничавший с МакКарти на всех ее предыдущих фильмах, по словам Дэниэла Бобкера, умеет создать естественную, приземленную картинку, красивую, но погружающую зрителя в повествование без излишней стилизованности. «Это талантливый и увлеченный человек, который по-настоящему прочувствовал характер нашей истории и показал развитие сюжета так, будто вы действительно проникли в голову Офелии», – отмечает продюсер. Бэйкер снимал «Офелию» на камеры Arri Alexa XT PLUS и Alexa Mini с использованием анаморфотных объективов Hawk V-Lite и V-Plus, а также анаморфотных зумов Angenieux Optimo.
  • Итальянский художник по костюмам Массимо Кантини Паррини получил свою вторую премию Donatello Award за лучший дизайн костюмов всего за несколько дней до того, как продюсеры пригласили его участвовать в проекте. Они уже были знакомы с его работой, так как до этого он был ассистентом Габриэллы Пескуччи, их художника по костюмам, получившей награду Американской киноакадемии за фильм «Братья Гримм». «Массимо – необыкновенный человек. Он из тех, кто все может сделать сам. По характеру своей работы, он был близко знаком с материалом и тем временным периодом. А проживая в Италии, он знал, где костюмы шьют лучше всего и где найти наилучшие материалы. За годы карьеры он много раз участвовал в съемках исторических фильмов, к тому же, он специально изучал историю и Шекспира».
  • Лауреат премии Американской киноакадемии, художник по гриму Алессандро Бертолацци пришел в проект по рекомендации Уоттс, которая несколько раз работала с ним до этого. Бобкер говорит: «Как только я связал его по телефону с Клэр МакКарти, стало ясно, что он – наша судьба. Их мысли по поводу того, как должны выглядеть персонажи, полностью совпадали. По-моему, выбор париков для Дэйзи Ридли и Наоми Уоттс, не мог быть лучше – они обе выглядят в них неповторимо и пленительно».

Отзывы о фильме «Офелия»

Рецензии на фильм «Офелия»

  1. Рецензия на фильм «Офелия»
  2. B I Правила размещения рецензии
  • Оценка фильма
    7 из 10

    О, нимфа!..

    На различных курсах по кинодраматургии можно услышать приблизительно такой совет начинающим сценаристам, особенно тем, кто собирается работать на телевидении, над нескончаемыми сериалами. Чтобы избежать эффекта, когда разные (разные по характеру, темпераменту и т.д.) персонажи говорят одинаково, то есть изъясняются, по сути, в манере самого автора, рекомендуется мысленно «подставлять» на их места героев классических произведений – ну, или кого-то из знакомых… Читать далее
  • Оценка фильма
    6 из 10

    Гамлеты уже надоели?

    Разумеется, шекспировская трагедия о принце датском никогда не устареет и будет постоянно переноситься на сцену и на экран, подчас в самых неожиданных версиях. И современная лента «Офелия» 41-летней австралийки Клер МакКарти, вообще-то снятая в англо-американской копродукции, имеет свою давнюю предшественницу в виде картины Клода Шаброля, одного из режиссёров «новой волны»… Читать далее
Оформить подписку