Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий

Vladimir Vysotsky

Владимир Семенович Высоцкий – поэт, автор и исполнитель песен, советский актер театра и кино, кумир миллионов.

Главные фильмы актера Владимира Высоцкого

Краткая биография

Он был человеком редкого мужества и трезвого отношения к бытию. Его отличало обостренное чувство ответственности перед правдой и непримиримость к равнодушию и лицемерию.

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в семье ветерана Великой Отечественной войны, полковника Семена Владимировича Высоцкого и Нины Максимовны Серегиной. Родился в Москве в "Доме на Первой Мещанской, в конце" - согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве".

Первые годы войны провел в эвакуации в Оренбургской области. В 1943 году вернулся в Москву, где поступил в школу. После развода родителей в 1947 году Владимир поехал с отцом и его новой женой - Евгенией Степановной Лихолетовой - жить в послевоенную оккупированную Германию, где отец проходил военную службу. Свою мачеху он называл «тетя Женя», это была женщина мягкой восточной красоты, которая сразу же полюбила пасынка. Своих детей у нее не было.

В 1949 году вернулся в Москву и пошёл в 5-й класс мужской средней школы № 186. В это время семья Высоцких жила на Большом Каретном переулке, где сегодня установлена мемориальная доска. Этот переулок увековечен в его песне «Большой Каретный». Его детство пришлось на тяжелые военные годы, юность - на "оттепель", а зрелость - на "застой". Все дворовые молодежные компании во время его юности пели под гитару о местах заключения – Колыме и Воркуте: в 50-ые годы в ходу была блатная романтика. В это время в жизни Высоцкого появилась гитара.

В школьные годы Владимир посещал драматический кружок. Однако он не был уверен, что в дальнейшем хочет стать именно актером. Поэтому после окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт. Однако проучился в МИСИ он всего полгода. И в 1956 году Высоцкий стал студентом Школы-студии МХАТ имени В.И.Немировича-Данченко, где он учился вплоть до 1960 года.

На третьем курсе он сыграл роль Порфирия Петровича в спектакле «Преступление и наказание» и появился в кино с эпизодической ролью в картине «Сверстники». Во время учёбы на первом курсе В.Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой женился весной 1960 года. Высоцкому тогда было 19 лет, его жене – 20.

В это же время, после прослушивания песен Булата Окуджавы, у Владимира пробудился интерес к авторской песне. Позже он написал "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве. Однако свои первые композиции на гитаре ни он, ни его окружение не принимали всерьез.

После окончания учебы Высоцкий некоторое время работал в театре имени А.С. Пушкина, где в основном был задействован в эпизодах либо массовке. Разумеется, такое положение вещей не могло нравиться Владимиру. И в 1964 году Владимиру Высоцкому посчастливилось найти, как он говорил, «свой театр» - им стал Театр на Таганке под управлением Юрия Любимова. "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Высоцким были сыграны многие выдающиеся роли – Гамлет, Пугачев, Свидригайлов, Галилей.

Брак с первой женой потерпел крах: супруги много ссорились, а потом и разошлись. Второй женой Высоцкого стала актриса Людмила Абрамова. От этого брака родились сыновья Аркадий (1962 г.) и Никита (1964 г.) Работа в кино складывалась не слишком удачно – в основном актер играл эпизодические роли в скучных фильмах. Поэтому Высоцкий пристрастился к алкоголю, и эта пагубная привычка стала причиной разлада и в семье, и на работе. Песни Высоцкий сочинял под псевдонимом Сергея Кулешова, они стали широко расходиться по стране благодаря появлению магнитофонов. Голос Высоцкого с неповторимыми раскатистыми интонациями, мощная энергетика, его тексты с обезоруживающей правдой жизни, о которой в те годы боялись говорить открыто, немедленно привлекли к себе внимание. В одном из выступлений актер говорил: ««Если на одну чашу весов бросить всю мою деятельность: в театре и в кино, на радио, на телевидении и концерты, а на другую – работу по созданию песен, вторая чаша перевесит. Песня все время не дает тебе покоя, скребет тебя за душу и требует, чтоб ее вылил на белый лист бумаги и, конечно, в музыку». Он объяснял, что театр для него – ремесло, а песни – это страсть.

Однако власть относилась к одиозной фигуре Высоцкого весьма неодобрительно и везде, где могла, ставила певцу палки в колеса. Это тоже, конечно, стало причиной, по которой актер впадал в «этиловое безумие».

Высоцкий никогда не был примерным семьянином, о его увлечениях знало всё окружение, не исключая и жены. Да и в детях своих он не смог особенно реализоваться, общался с ними больше эпизодически, что мучило и тяготило актера.

В 1956 году вышел фильм «Колдунья» режиссера Андре Мишель в главной роли с Мариной Владимировной Поляковой-Байдаровой, больше известной под псевдонимом Марина Влади – французской актрисой кино, театра и телевидения. Высоцкий влюбился в актрису после просмотра этой картины. И когда в 1967 году он увидел ее живьем, почти сразу же признался в любви. Влади в своей книге «Владимир или прерванный полет» так описывала их встречу: "К нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание… Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы». Через несколько лет они поженились. Их любовь, внезапно вспыхнувшая, сама является сюжетом для отдельного романа: здесь имели место и страсть, и нежность, и горечь расставаний, и столкновение с несправедливостью (когда политический бюрократизм мешал им быть вместе), и жизненные сложности – для каждого это был третий брак, и на двоих у них было пятеро сыновей. Они были вместе 12 лет, и все эти годы Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого, который спал четыре часа в сутки, а все остальное время работал и писал песни. Его «будущее обрывалось близкой могилой, а в настоящем его сжигала горячка жизни». Однако главным врагом их брака было пристрастие Высоцкого к алкоголю.

Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль - Жеглов в советском пятисерийном телефильме режиссёра Станислава Говорухина по ьногоповести братьев Вайнеров «Эра милосердия» «Место встречи изменить нельзя» (1979). Персонаж получился до того реалистичным, что многие телезрители были убеждены: Глеб Жеглов - не выдуманный, а реальный персонаж. Та же подкупающая реалистичность была и в песнях Высоцкого: фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, побывавшие в местах не столь отдаленные, моряки, и, конечно, альпинисты - все считали его своим. В каждой его песне была правда жизни.

Когда 25 июля 1980 года Высоцкого не стало, его хоронила вся страна как национального героя. В одном интервью Никита Высоцкий – ныне директор музея имени своего отца Владимира Высоцкого – рассказывал: «С одной стороны, это была смерть, а с другой — рождение его посмертной истории. Я боюсь громких слов, но это не мои слова, об этом написал Окуджава: «Белый аист московский на белое небо взлетел, черный аист московский на черную землю спустился». Сейчас Высоцкого изучают в школе, его книги выходят миллионными тиражами и не только на русском языке, изданы записи отца до последнего апчхи. При его жизни этого не было! Для него каждая запись 3–4 песен была событием. Поэтому если сейчас отмечать этот день, то не в смысле, какое это горе, а отмечать 25 июля как день начала его посмертной истории».

Высоцкий был и остается одним из тех поэтов, который помогает нам разглядеть во внутреннем мраке стяжательства, двуличия и лжи свое настоящее лицо. И та притягательная сила поэта, которую мы ощущаем в его стихах, берет свое начало в любви к людям.

Вся фильмография

Актер

Сценарист

Отзывы

Оформить подписку