Фильм Квадрат

The Square
ivi
7,5
КиноПоиск
6,7
IMDb
7,2
Ваша оценка:
Режиссер
Рубен Эстлунд
Актеры
Клас Банг, Элизабет Мосс, Доминик Уэст, Терри Нотари, Кристофер Лессо, еще
Главный герой фильма – Кристиан. Он – уважаемый куратор музея современного искусства. После развода Кристиан в одиночку воспитывает двух своих дочерей. Он ездит на электрокаре и участвует в благотворительности. Его новая инсталляция называется «Квадрат» - она призывает прохожих к альтруизму и в то же время напоминает им об ответственности. Однако иногда становится сложно придерживаться собственных идеалов – безрассудство Кристиана приводит у тому, что человек, укравший у него телефон, втягивает его в скандальные перипетии. А тем временем PR-агентство музея придумывает неожиданный способ, как использовать «Квадрат».

Съемочная группа

Продюсеры
Эрик Хеммендорф, Катя Адомейт, Филипп Бобер, еще
Монтажеры
Якоб Секер Шульзингер, Рубен Эстлунд
Оператор
Фредерик Вензел
Сценарист
Рубен Эстлунд
Художники
Йозефин Асберг, Sofie Krunegård

Знаете ли вы, что

  • История для этого фильма была задумана режиссером Рубеном Эстлундом, когда он с продюсером Калле Боманом в 2014 году представил свою инсталляцию в Художественном музее в Вернаме (Швеция). Их работа поощряла идею альтруизма, а также выделяла общественно-экономическую теорию происхождения гражданского общества, государства и права как результата соглашения между людьми.
  • В одной из сцен фильма человек с синдромом Туретта кричит на репортера. Режиссер Рубен Эстлунд рассказал, что на эту сцену его вдохновил реальный инцидент, произошедший в шведском театре. Эта сцена не является оскорбительной по отношению к больному человеку, поскольку она, как и весь фильм, носит сатирический характер. Также сцена в начале фильма была снята по реальным событиям. В Гётеборге (Швеция) Рубен Эстлунд увидел женщину, которая подбежала к мужчине и сказала, что кто-то собирается ее убить. Затем появился еще один мужчина и стал кричать. Оказалось, что все это была уловка, в результате которой у Эстлунда украли мобильный телефон.
  • Режиссер Рубен Эстлунд выбрал актера Терри Нотари на роль Олега после того, как в поиске Google ввел запрос «имитирующий обезьяну актер» и увидел игру Нотари в фильме «Планета обезьян: Революция» (2014).
  • Съемки фильма проходили с июня по октябрь 2016 года в Гётеборге, Стокгольме и Берлине.
  • Галерея в фильме была создана по образу Королевского дворца в Стокгольме.
  • Большая часть произведений искусства была создана специально для фильма. Инсталляции были созданы по образу работ американского художника Роберта Смитсона. В фильме использовалась подлинная работа американского фотографа Гарри Виногранда, а также совместная работа Рубена Эстлунда и Калле Бомана.
  • Роберт Эстлунд снимал по одной сцене в день, делая до 50 дублей. На самые сложные сцены уходило до 4 дней.
  • В Берлине съемочная группа провела один день с карликовым шимпанзе. Всех актеров при этом хорошо проинструктировали, как себя вести с животным, чтобы не нарваться на агрессивную ответную реакцию.

Ошибки в фильме

  • Во время пресс-конференции хорошо видно время на дисплее часов Кристиана. Когда камера переходит к участнику, который задает очень короткий вопрос, время на часах перепрыгивает с 14:53 на 15:50.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Стокгольм, музей современного искусства. Американская журналистка Энн берет интервью у главного куратора музея Кристиана. Что самое трудное в управлении вашим музеем? Это деньги, привлечение спонсоров, благотворителей. Современное искусство – это очень дорого. А в мире есть много людей, обладающих огромными деньгами и готовых купить произведение современного искусства. Идет жесткая конкурентная борьба с ними. Я тут прочитала на вашем сайте и ничего не смогла понять, я не такая образованная, как вы, так что объясните мне. Энн читает: место и не место… выставка и не выставка… Дайте, я посмотрю. Кристиан читает текст. Понимаете, тут речь вот о чем: если, например, взять вашу сумку и выставить ее в музее – она станет произведением искусства? Теперь поняла.

На площади перед музеем при помощи подъемного крана снимают с пьедестала конную статую. Она срывается, падает, у памятника отлетает голова. В музее идет подготовка новой экспозиции: на куске брусчатки выкладывается при помощи белых кирпичей квадрат. Рядом устанавливают табличку: этот квадрат – прибежище доверия, внутри него у всех равные обязанности и права.

Кристиан идет по улице, смотрит в телефон. Мимо пробегает девушка, она громко кричит: помогите! Он меня убьет! Идущий рядом с Кристианом мужчина останавливает девушку, говорит, что поможет ей. Подбегает крепкий парень, он кричит на мужчину и девушку. Кристиан вступается за них. Парень уходит. Девушка куда-то исчезает. Кристиан прощается с мужчиной, идет дальше. Вскоре он обнаруживает, что у него пропал телефон, бумажник и запонки.

В PR-отделе музея идет совещание по поводу готовящейся выставки. На него приглашены два журналиста. Они говорят, что тема выставки слишком избита, она не привлечет внимания общественности, нужна острота и неоднозначность. Кристиан спорит с ними о специфике современной медийной сферы. Он предлагает журналистам встретиться через неделю и поделиться своими соображениями о способах продвижения выставки.

Кристиан рассказывает коллегам о том, как его обокрали. Микаэль отслеживает при помощи специальной программы местонахождение телефона Кристиана.

Кристиан в туалете репетирует свою речь, посвященную новой экспозиции. Это аргентинская художница Лола Аррис, ее квадрат несет в себе следующую идею… Затем он обращается с речью к посетителям музея. Представьте себе квадрат размером четыре на четыре метра. Каково его содержание? Существует договоренность: если вы внутри него, то все, кто туда входит, обязаны вам помочь. Я хочу есть. Научите меня плавать. Поговорите со мной полчаса. Вы считаете, что это слишком наивно? Приходите на нашу выставку в августе, а сейчас вам расскажут о том, какой фуршет вас ожидает.

Микаэль говорит Кристиану, что местонахождение его телефона установлено с точностью до десяти метров. То есть мы точно знаем, в каком здании он находится, а вот квартиру отследить невозможно. Он предлагает Кристиану план: нужно написать письма с угрозами и разложить их по всем почтовым ящикам в доме. Кристиан диктует Микаэлю текст письма, затем просит его распечатать пятьдесят экземпляров. В письмах предлагается вернуть украденное, положив его в пакет и передав его в ближайший к дому магазин сети «Севен Элевэн». Они садятся в машину Кристиана, едут по нужному адресу. Кристиан предлагает Микаэлю разложить письма по почтовым ящикам, тот отказывается. Ты же обещал! Ничего подобного. Но я же публичная личность, меня могут узнать. Украли-то вещи у тебя. Ладно, дай мне свою куртку, я же не могу пойти туда в своем костюме. А ты стереги машину. Кристиан приезжает на лифте на 13 этаж дома, раскладывает письма по почтовым ящикам, спускаясь с верхнего этажа до нижнего. В это время Микаэлю приходится отгонять от «Теслы» Кристиана любопытных обитателей соседних домов.

Кристиан заходит в магазин «Севен Элевэн». Женщина-попрошайка требует у него денег. Нет наличных. Могу купить еды. Ладно, только без лука. Кристианспрашивает продавщицу, не поступал ли пакет на его имя, потом покупает симку и фаст-фуд. На, держи. Лук сама вытащишь.

В музее проходит встреча со знаменитым художником. Как пространство может играть в нашей голове? Звучит хлопок ладонями: Член! Дрянь! Покажи сиськи! Простите, у него синдром Туретта! Шлюха! Эстетика плодов земли… Ублюдок, шлюха! Да тише вы там! Заткнись, шлюха! Дрянь, сиськи покажи! Мы рады любым нашим гостям. Надеюсь, выставка вам понравилась! Дрянь! Пожалуйста, не оглядывайтесь на него, он очень тяжело переносит внимание посторонних. Внимание, нам всем нужно быть толерантней. У него тяжелое психическое расстройство.

Кристиану звонят из «Севен Элевэн»: вам поступил пакет. Кристиан приезжает в магазин, ему выдают пакет. Там телефон, кошелек с деньгами и запонки. Кристиан выходит и отдает деньги попрошайке, сидящей возле магазина.

Сотрудники музея танцуют на вечеринке, которая проходит прямо в залах музея (это бывший королевский дворец). Кристиан играет на клавесине. В очереди в туалет он встречает Энн. Та кричит: шлюха! Хлопает в ладоши. Что? Шлюха! Помните? Кристиан заходит в туалет, смотрит в зеркало и говорит: я с ней спать не буду.

Кристиан в квартире Энн. Он видит бредущего по комнате шимпанзе. Обезьяна садится в кресло, берет со стола альбом для рисования, что-то в нем рисует. В спальню входит Энн, она раздевается, закрывает дверь в спальню. Энн с Кристианом занимаются сексом, она сверху. Очень старается. Потом они меняют позу. Ты кончил? Да. Отлично. Энн просит Кристиана отдать ей презерватив: я пойду в ванную и выброшу его. Нет, я сам. Энн уходит в ванную, возвращается с ведром для мусора: выбрасывай! Нет. Ты очень высокого о себе мнения? Думаешь, я это сделаю? Что – сделаешь? Сам знаешь. Нет, не знаю. Врешь! Энн хватает презерватив, тянет на себя: он мой! Кристиан не отпускает. Отдай. Он мой! Кристиан отпускает презерватив, Энн торжественно погружает его в ведро и выносит из спальни.

Снова звонок из магазина. Вам поступил пакет. Я уже вчера его забрал. Этот поступил сегодня. Откройте его. Там записка. Прочитайте. Вы обозвали меня вором, извинитесь передо мной и моей семьей, или я превращу вашу жизнь в хаос!

В PR-отдел музея снова приходят журналисты. Мы предлагаем вам формат видеоизображения. Но ролик должен быть очень коротким. Если изображение не цепляет внимание зрителей за пару секунд – они прекращают смотреть. Значит, нам нужно за 10 – 15 секунд показать такое, чтобы зрители этим активно делились в социальных сетях. Исследования показывают, что чаще всего люди хотят делиться сведениями о социально-незащищенных группах: наркоманы, женщины, гомосексуалисты. Но больше всего внимание привлекает информация о нищих. А еще лучше, если героем ролика станет нищий ребенок. Пусть он будет шведом и блондином. Представьте себе: двор, в нем есть квадрат, квадрат обещает заботу и защиту. Идет маленькая девочка. Она плачет. Одета в лохмотья, так что сразу понятно, что она нищая. Это будет цеплять. Она заходит в квадрат. И тут с ней происходит неожиданное. А что? Мы пока с этим не определились. Но девочка должна пострадать внутри квадрата. В офис заглядывает Кристиан, вызывает Микаэля. Ты зайди, послушай. Кристиан мельком смотрит на записи на экране ноутбука. Все вроде бы нормально. Кристиан выходит.

Микаэль заходит в магазин «Севен Элевэн». Он забирает письмо для Кристиана. К нему подходит темноволосый мальчик: ты Кристиан? Нет, это для моего босса. Ты врешь! Нет у тебя никакого босса! Мои родители думают, что я вор. Они запрещают мне выходить на улицу и включать компьютер. Да не я это делал! – кричит Микаэль, выходит из магазина.

В музее к Кристиану сзади тихонько подходит Энн. Кристиан пугается. Подходит коллега Кристиана Соня, говорит Кристиану, что в музее произошло ужасное. Кристиан отходит от Энн, разговаривает с Соней. Та сообщает, что кто-то (скорее всего, уборщица), повредила инсталляцию, представляющую собой несколько кучек гравия. Они теперь выглядят иначе, чем это задумал художник. У нас есть гравий? Да. Фотографии инсталляции сохранились? Да. Тогда ничего никому говорить не надо. Мы по фотографиям восстановим арт-объект. Сами, без художника? Сами. Соня уходит. Кристиан возвращается к Энн. Та спрашивает: ты помнишь, что было вчера? Мы поехали к тебе. А потом? Выпили вина. Потом? Сама знаешь. Нет, ты мне скажи. У нас был секс. Почему ты не хотел это сказать? Ведь ты был внутри меня! Так это же была суть процесса. Когда мужчина занимаешься сексом с женщиной – он проникает в нее. И мне было хорошо. И мне это понравилось. У меня возникла эмоциональная связь с тобой, поэтому я хочу разобраться. Я ведь не занимаюсь сексом с кем попало. А ты? Часто занимаешься сексом с женщинами, которых плохо знаешь? Всегда знаешь, как их зовут? Да. Тогда скажи, как меня зовут? Я это знаю. Скажи, как? Я не играю в такие игры. Назови мое имя! Энн. Но ты меня взбесила! А ты очарователен, я тебя разгадала. Ты используешь свое положение для того, чтобы завлекать женщин. Но на меня это не действует. Да, я так и поступаю. А почему ты не признаешься, что на тебя действует власть, она тебя привлекает. Я горжусь тем, что завоевал тебя. Ты этого стоишь.

Кристиан дома читает письмо, полученное от мальчишки. Стук в дверь. Кто это? Папа, почему ты нам не открываешь? Но сегодня не мой день. Мама сказала, что ты нас заберешь. Кристиан открывает дверь, в квартиру вбегают его дочери Лилиан и Лиза. Они кричат друг на друга, ругаются, дерутся. Кристиан их разнимает, кричит на них. Потом идет к младшей (Лилиан), которая молча сидит в спальне, утешает ее, извиняется за то, что накричал на них.

Кристиан репетирует речь для посетителей музея: это будет особая выставка… Он показывает дочерям вход на экспозицию: вот две кнопки, если вы считаете, что вам можно доверять, жмите эту и проходите сюда. Если вам доверять нельзя – вот эта кнопка и проход в эту сторону. Девочки делают свой выбор. Им можно доверять.

Оставьте свои телефоны вот в этом квадрате. Не факт, что, когда мы вернемся, они тут останутся лежать. А вот в этом квадрате – зона доверия. Ваш дедушка рассказывал мне: когда ему было шесть лет, его родители отпускали гулять по городу, повесив на шею записку с адресом. Представьте, смог бы я вас в таком возрасте выпустить на улицу с такой запиской? Теперь чужие взрослые для ребенка не защита, а угроза. Прочитайте это. Девочки читают надпись на табличке рядом с квадратом.

Кристиан с дочерями в супермаркете. Ему звонит некая Полина, курирующая ютьюб в Швеции: вы знаете, что ваш ролик за два часа просмотрело 300 тысяч человек? Это про художника? Нет, это про светловолосую девочку, которую разносит на куски. Как насчет размещения рекламы? Разумеется, вам положен процент с прибыли. А что там на ролике? Я не смотрела, я не отвечаю за контент. Я вам позже перезвоню. Кристиан не видит дочерей, ходит с пакетами по магазину, просит людей о помощи, никто не откликается на его призывы. Тогда Кристиан подходит к нищему, который просит милостыню на входе в магазин, просит его помочь: присмотрите за пакетами, если появятся мои дочери – скажите, что я вернусь через пять минут.

Кристиан просматривает клип: маленькая светловолосая девочка держит в руках котенка, она горько плачет. Та же девочка, одетая в лохмотья, входит в квадрат, нарисованный во дворе. Взрыв. Во все стороны летят ошметки.

Кристиан с дочками входит в свой рабочий кабинет. Там сидит директор музея Эльна, она по громкой связи слушает человека, который говорит, что клип на сайте музея – плевок в душу. Зато мы вызвали дебаты. Зато его фирма теперь не даст нам денег. Мы должны раздвигать границы, нарушать табу! И я этот клип не делал. Эльна говорит, что им нужно отправляться на собрание правления музея, которое должно принять решение в связи с размещением ролика.

Члены правления сидят за столиками. По громкоговорителю звучит голос: вы в джунглях, сейчас появится дикий зверь. Не надо проявлять страх. Бежать от него бесполезно. Но если замереть, затеряться в толпе, то есть надежда, что он набросится не на вас, а на вашего соседа.

В зал входит мускулистый мужчина с обнаженным торсом. Он изображает обезьяну, ходит, опираясь на специальные подпорки для рук, кричит и гримасничает. Человек подходит к сидящим за столиками людям, трогает их. Один мужчина начинает смеяться, человек-обезьяна, издавая угрожающие крики, изгоняет его из зала. Со своего места поднимается Кристиан: поблагодарим Олега Рогожина! Но тот издает громкий вопль и заскакивает на стол, садится на корточки, трогает за лицо сидящую за столом женщину, ищется у нее в волосах. Та зовет на помощь, говорит, что ей больно. Никто из людей не реагирует на призывы женщины. Внезапно Олег хватает женщину за волосы, оттаскивает ее в сторону, бросается на нее. Та истошно кричит. Мужчины соскакивают со своих мест, подбегают к человеку-обезьяне, начинают его избивать.

Кристиан с дочерями заходит в подъезд. Там его встречает темноволосый мальчик. Он требует от Кристиана извинений. Тот не желает этого делать. Мальчик идет за Кристианом до двери в его квартиру. Тот, угрожая побоями, требует, чтобы мальчик ушел. Кристиан с девочками заходит в квартиру, мальчик бегает по подъезду и стучит во все двери. Кристиан выходит в подъезд и сталкивает мальчика с лестницы.

Кристиан входит в квартиру, отправляет девочек в постель. С улицы раздаются крики: на помощь! Кристиан выходит на улицу, забирается в отсек для мусора, переворачивает мусорный бак, роется в отходах. Он находит там записку, набирает обозначенный там номер, но мальчик не берет трубку. Тогда Кристиан отправляет ему видео-сообщение, в котором признается, что был не прав, приносит мальчику свои извинения.

На пресс-конференции Кристиан отвечает на вопросы журналистов. Одни критикуют его за содержание клипа, другие говорят, что нужно бороться за свободу слова. Кристиан говорит, что он уходит со своего поста. А клип был снят без его разрешения, и это – просто спекуляция музея, направленная на продвижение новой выставки. Журналисты тут же начинают задавать вопросы о выставке, о художнице. Кристиан рассказывает им о концепции квадрата.

Кристиан вместе с дочками приезжает к дому, где он распространял свои записки. Он звонит в дверь одной из квартир, спрашивает открывшего ему дверь человека: не получал ли тот записку с угрозами из-за кражи телефона? Тот говорит, что не получал такую записку, почту просматривает его жена, которая выбрасывает все лишнее. А вы не знаете, где живет мальчик лет десяти, с темными волосами? Жил тут рядом один такой, но я его уже недели две не вижу. Видимо, его родители переехали. А куда они могли переехать? Не имею ни малейшего представления.

Отзывы о фильме «Квадрат»

  • agrugorev 0
    Очень качественный,умный фильм.К сожалению многим может не понравиться но это не делает его хуже....в искусстве часто так бывает
  • Marina 0
    как в жизни. только у нас это гораздо круче.... отправились кушать...вот и вся толерантность
  • Sereg -1
    shhiiiiiiittttt
  • Dina 1
    О тотальном безразличии к друг-другу, одиночестве, коммуникациях только на уровне приличия и традиций.
  • Михаил 1
    Зря потратил два часа... Рафинированная и наивная Европа страдает от провокаций мигрантов и зверя на балу по имени (очевидный намёк) Олег Рогожин - фильм просто не мог не получить золотую пальмовую ветвь)
  • sania.saniata 1
    Нормальное кино, но избита тема, хотя подана интересно. А смысл в чем? Люди создали квадрат как символ помощи другим и состраданию. А вышло что? Да ничего хорошего. Сам управляющий и создатель этой идеи, оказался обычным трусом, который испугался последствий своих действий и не смог достойно, по-человечески и адекватно разобраться в ситуации (говорю про мальчика, который всего лишь просил прощения у взрослого дядьки). Все, о чем говорилось в начале - пустая ложь и не более.
  • Артур -2
    такое *** видишь не часто,время потраченное в пустую,ноль. Не советую к просмотру.Эстетов прошу не ругать за отзыв.
  • Олег -1
    Полный упадок, два часа потерянного времени. Но для интелектуальной мастурбации сойдет
  • Εгор 3
    Действительно, концовочка размытая. И думай теперь, почему мальчика 2 недели сосед не видел, может с ним что то случилось, или в больницу попал. А вообще обратите внимание, сколько раз в этом фильме люди призывают на помощь. Думаю один из важных аспектов фильма-человеческое безразличие к мольбам о помощи-каждый сам за себя, один только Зверь чего стоит. А в целом фильм смотрится на одном дыхании. "5"
  • Роман 0
    Скандинавы как всегда заставляют задуматься..Но только с позиции мрачных ветров, сурового климата и странных, весьма странных для славяновидящего зрителя. Мне нравятся зачастую дипрессивные северные сюжеты, за что в коей мере и люблю северные жанры, но незаконченность, обрыв линии...Хм, может не понял или не уловил(( Понравилось, о детях без присмотра, идущих в школу. Вспомнилось мое детство, и оглянулся на своих детей((( Разрыв поколений. Ну а вообщем, каким то наивным детством попахивает...

Рецензии на фильм «Квадрат»

  1. Рецензия на фильм «Квадрат»
  2. B I Правила размещения рецензии
  • Оценка фильма
    8 из 10

    Шведский артхаус

    «Квадрат» фильм шведского режиссёра Рубена Эстлунда. На последнем фестивале в Каннах лента стала обладателем «Золотой пальмовой ветви». После внимательного просмотра становится понятно, почему фаворитом кинофестиваля стала именно эта картина. Тема, которая лежит на поверхности фильма, — современное искусство, что максимально далеко от обычного зрителя… Читать далее
  • Оценка фильма
    9 из 10

    О Европе и не только

    Фильм шведского режиссера Рубена Эстлунда, взявший главную награду на каннах в 2017-ом году. Видимо кинофестиваль решил продолжить линию остросоциального кино и награждать злободневные фильмы, благо “Квадрат” таковым фильмом и является, обыгрывая обширную и современную тему немного по-другому… Читать далее
  • Оценка фильма
    2 из 10

    Форс-позор

    Почти с самого начала фильма «Квадрат», когда успешный куратор художественных выставок говорит о том, что любой объект, оказавшийся в музее, чуть ли не автоматически объявляется искусством, шведский сценарист и режиссёр Рубен Эстлунд, снявший свою, можно сказать, программную ленту в знаменательном возрасте 42 года, поневоле подставляется… Читать далее
Оформить подписку