Фильм Касабланка (1942): описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме

Фильм Касабланка

Casablanca
ivi
8,5
КиноПоиск
8,0
IMDb
8,5
Ваша оценка:

Оставивший родину американец Рик Блэйн, владелец игорного клуба в Касабланке, случайно встречается с покинувшей его несколько лет назад возлюбленной, Ильзой, которая приехала в город вместе со своим нынешним мужем, борцом антифашистского сопротивления Виктором Лазло. По их следу идут немцы, и Ильза пытается упросить Рика отдать принадлежащие ему важные документы, которые позволят Виктору бежать из Касабланки, чтобы продолжить свою борьбу.

Знаете ли вы, что

  • Основой фильма послужила пьеса «Все приходят к Рику», написанная драматургом Мюррэем Барнетт в соавторстве с Джоан Элисон в 1940 году. В качестве театральной постановки она так и не увидела свет.
  • До студии Warner Bros. пьеса Барнеттом добралась 8 декабря 1941, а название для будущего фильма его продюсер Хэл Б. Уоллис придумал 31 декабря.
  • Сценаристами фильмами стали братья-близнецы Джулиус и Филип Эпштейны, которые до 1938-го никогда не работали вместе.
  • Третьим соавтором сценария стал Говард Кох, ранее прославившийся скандальной радиопостановкой «Война миров», которая до того натурально передавала «нашествие» марсиан на Землю, что по США прокатилась волна настоящей паники.
  • Работу над сценарием братья Эпштейны закончили всего за три дня до старта съемок, для которых был привлечен Майкл Кёртиц 25 мая 1942 года. Говард Кох закончил свою часть сценария уже после начала съемок, опоздав на две недели.
  • Написание сценария велось параллельно, поскольку братья Эпштейны и Кох находились в разных местах и не пересеклись.
  • О том, каким именно будет финал фильма, решили в самом конце съемок.
  • Сценарий «Касабланки» был разослан под первоначальным названием в несколько голливудских студий в 80-х годах – это был шутливый эксперимент. Мало кто признал в этом сценарии легендарный хит и был готов ставить новый фильм, полагая что его ждет неизбежный провал.
  • Большинство нацистов, появившихся на экране, были по национальности евреями.
  • Роли Рика и Ильзы могли не достаться Хамфри Богарту и Ингрид Бергман, поскольку по первоначальному замыслу их должны были исполнять безумно популярный в ту пору Рональд Рейган – будущий президент США и не менее знаменитая Мишель Морган. Она запросила высокий гонорар в $55 тыс., с чем не был согласен продюсер. А чуть позже всплыла кандидатура Бергман, которая была согласна сниматься за вдвое меньшую сумму.
  • Сценарий был закончен всего за три дня до начала съемок, но чем закончится фильм – не могли придумать до последнего съемочного дня. Решение пришло после вопроса Ингрид Бергман режиссеру: кого же на самом деле любит ее героиня? Кёртиц сказал ей отыграть так, словно она разрывается между двумя мужчинами и не может определиться.
  • Отношения между исполнителем роли Виктора Ласло, Полом Хенрейдом и остальными коллегами по съемкам не сложились. Он был весьма невысокого мнения об актерских возможностях Богарта, а его самого Ингрид Бергман называла «примадонной».
  • В своих мемуарах Бергман писала, что из-за разницы в росте между нею и невысоким Богартом съемки совместных сцен шли очень непросто. Богарту приходилось вставать на подставки, либо садиться на подушки. Бергман это настолько измучило, что сразу после завершения работы над фильмом она обстригла волосы, сделав невозможной пересъемку отдельных сцен.
  • В фильме Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот» один из героев Грга несколько раз пересматривает концовку «Касабланки», цитируя ее последние слова: «Я думаю, это может стать началом прекрасной дружбы».
  • Музыка к фильму была написана композитором Максом Штайнером чередованием двух основных мелодий: французского гимна «Марсельезы» и романтической песни из мюзикла 1931 года «As Time Goes By».
  • Издевательская формулировка «обычные подозреваемые», употребленная капитаном Рено, послужила названием культового фильма 1990-х годов.
  • Легендарная финальная фраза Богарта «я думаю, это может стать началом прекрасной дружбы» была придумана по завершении съемок, а озвучена лишь через месяц после их окончания.
  • После высадки союзников в Африке родилась идея доснять еще одну сцену с Риком и капитаном Рено, но осуществиться этому было не суждено по причине занятости актеров в новых проектах, и против новой концовки также высказался влиятельный продюсер Дэвид Селзник.
  • Прокат фильма был приурочен к попаданию названия города на первые полосы американских газет. Поводом послужило взятие войсками союзников Касабланки в ноябре 1942-го, а уже в январе 1943-го там состоялась встреча Черчилля и Рузвельта. С учетом этого события в студии Warner Bros. решили немного поторопиться. Как оказалось, напрасно: американские солдаты фильма все равно не увидели, поскольку властям не хотелось провоцировать сторонников режима Виши во многочисленных французских колониях.
  • Успех и всенародная любовь зрителей пришли к «Касабланке» далеко не сразу, а лишь спустя десятилетия. На момент выхода этот фильм мало чем отличался от десятка прочих мелодрам, которые штамповал в те годы Голливуд.
  • В списке ста самых страстных фильмов, составленном в 2002 году, "Касабланка" заняла почетное первое место, хотя в ней нет ни одной постельной сцены.
  • Начиная с 1957-го многие кинотеатры крутили фильм в период летней экзаменационной сессии. Сначала в Гарварде, а затем и в других университетах. Спустя двадцать лет подсчитали, что «Касабланка» чаще, чем любой другой фильм показывается по американскому телевидению. Решив закрепить успех, бизнесмен Тед Тёрнер выделил в 1980-х деньги на колоризацию «Касабланки», что вызвало крайне полярные мнения в среде поклонников киноклассики. Так, сын Богарта сказал, что раскрашивать этот фильм – все равно, что приделывать руки к Венере Милосской.

Ошибки в фильме

  • В фильме есть несколько эпизодов, когда Сэм играет на фортепиано, но его руки двигаются совершенно не так. Особенно, когда герой первый раз поет «As Time Goes By» для Ильзы, нужно выполнить быстрый тройной ход, который потребовал бы работы правого предплечья. Но зритель отчетливо видит, что ничего такого не происходит.
  • Когда Ивонну выгнали из заведения Рика в первой сцене, слова, которые она кричит при выходе наружу, совсем не соответствуют ее движению губ.
  • Музыканты, исполняющие партию на трубе и тромбоне, поднимают свои инструменты, чтобы исполнить «La Marseillise», зритель слышит звук еще до начала исполнения музыки.
  • В сцене, где Рик и Ильза слышат звук немецких орудий из окна в Париже, Рик подмечает, что это «новые немецкие семьдесят седьмые». На самом деле, немецкая армия использовала калибр семьдесят семь миллиметров в период Первой мировой войны, но во Второй мировой войне применялся восемьдесят восьмой калибр. Некоторые источники утверждают, что сценарий был изменен (в оригинале был именно восемьдесят восьмой калибр), потому что пришел запрос из военного департамента. Они не хотели раскрывать тот факт, что армия Америки осведомлена о новом оружии Германии.
  • В начале картины Рик сидит в задней части своего кафе и играет в шахматы сам с собой. Зрителя показывают героя крупным планом, и на его руке надето обручальное кольцо. Но Рик – холостяк.
  • У сеньора Феррари есть «синий попугай», но на самом деле он другого вида. Трудно сказать, так как фильм снят в черно-белых тонах, но, если отталкиваться от размера птицы, а также от шкалы серых цветов, то попугай скорее принадлежит к виду «алый ара» или «ара Макао», но никак не голубой ара.
  • Когда Рик и Сэм садятся в поезд, после долгого нахождения под дождем, их пальто абсолютно сухие.
  • В аэропорту погоны майора Генриха Штрассера появляются и исчезают между кадрами.
  • Ласло входит в кафе Рика и садится рядом с Ильзой с левой стороны. Вскоре после того, как женщина начинает играть на гитаре и петь, Ласло находит справа от Ильзы.
  • Во время беседы с капитаном Рено, Рик поджигает сигарету. А в следующем кадре поджигает еще одну.
  • Когда Рик выходит из своего кабинета, чтобы послушать, как поют немцы, майор Штрассер сидит в конце за фортепиано. Спустя несколько мгновений Штрассер перемещается чуть правее, а рядом появляется немецкий офицер Хайнц. Несколько мгновений спустя, когда в кадре появляется Ивонна, Хайнц вновь исчезает, а Штрассер опять сидит в конце. Кроме того, столик, за которым сидит Ивонна, был занят другой парой, в тот момент, когда Рик выходил из своего кабинета.
  • Прямо перед тем, как показать Рику письма, Угарте начинает зажигать новую сигарету, после предыдущей, затем передумывает и кладет незажженную сигарету на пепельницу перед собой так, что она частично оказывается на столе. Спустя несколько мгновений в пепельнице лежит две сигареты, каждая из которых целая. Спустя еще несколько кадров, когда Угарте встает из-за стола, в пепельнице вообще нет сигарет.
  • Человек, который подстрелен полицией, умирает рядом с аркой, где солдат, молодая женщина, стул и амфора изменили свое положение между кадрами.
  • В ангаре в аэропорту бутылки «Vichy water» на полке под столом меняют свое положение между кадрами.
  • Когда немцы начинают петь, бар за ними пуст. Спустя несколько мгновений, когда Рик выходит из своего кабинета, в конце бара появляется французский офицер. Спустя еще некоторое время, камера перемещается от поющих немцев к бару, где внезапно появляются два старика, а французский офицер переместился немного дальше.
  • В начале фильма Сэм играет на фортепиано, сидя лицом к группе. Через несколько секунд инструмент повернут таким образом, что герой сидит спиной.
  • Когда Карл изучает финансы Рика, его очки двигаются от лба к носу между кадрами.
  • Конь на шахматной доске сразу же исчезает, как только начинается игра.
  • В сцене, где Угарте входит в кафе Рика, он проходит мимо людей в дверях и поворачивает направо. Следующий кадр демонстрирует, как герой идет влево, за Риком.
  • Во время беседы капитана Рено с Риком за пределами кафе, медаль, которая расположена на тунике слева, явно расположена ниже кармана. В следующем кадре медаль выглядит значительно меньше и расположено уже не ниже кармана.
  • Когда Рик слушает Аннину, которая объясняет ситуацию в Болгарии, он выпивает бренди. Кадр переключается прежде, чем герой опустит свой стакан. Но в новом кадре, который смотрит прямо на Рика, у него в руке есть только сигарета, а бокала бренди не видно.
  • Майор Штрассер благодарит Хайнца за приветствие после выхода из самолета, по прибытии в Касабланку. В следующем кадре оба героя мгновенно сдвигаются на девяносто градусов.
  • Во время первого визита Рено в офис Рика, капитан садится на диван. Слева от него располагается стол. Когда он поднимается с дивана, на столе неожиданно появляется маленькая фигурка женщины.
  • В сцене, где Угарте просит Рика о помощи, в его правой руке находится пистолет. Несколько мгновений спустя, когда Угарте арестовывает французская полиция, в руке героя ничего нет.
  • Один из подозреваемых в полицейском штабе – пожилой мужчина с серой бородкой, в черном костюме, темном галстуке, белой рубашке и серой шляпе. Через сорок секунда хронометража уже выпущен и находится за пределами штаба полиции.
  • Когда Угарте отправляется в комнату для азартных игр, чтобы попросить Рика подержать у себя «транзитные бумаги», галстук-бабочка героя постоянно меняет положение от кадра к кадру.
  • После того, как Рик спрячет «транзитные бумаги» под стопкой других бумаг на фортепиано Сэма, герой выходит и ждет, пока Сэм закончит играть. Затем, он возвращается, чтобы поговорить, но стопка бумаг теперь располагается совершенно на другой стороне инструмента.
  • Когда Рик получает «транзитные бумаги» от Угарте, он кладет их в правый карман. Но когда герой кладет их на фортепиано Сэма, он вытаскивает их из левого кармана.
  • Галстук Рика завязан по-разному, когда он встречает Ильзу в баре.
  • В сцене, где майор Штрассер беседует с Риком о Ласло, он ставит локти на стол и скрещивает пальцы. В следующем кадре майор поднимает правую руку, чтобы скрестить ее с левой. И после двух этих кадров, зрителю демонстрируют Штрассера, который положил обе руки на стол.
  • Майор Штрассер выходит из самолета по прибытии в Касабланку. За ним выходит другой офицер. В следующем кадре майор переместился немного назад, а офицер (который уже вышел), вновь покидает самолет.
  • Когда Ласло впервые приходит в кафе Рика, он садится на стул, и кладет свою шляпу рядом с собой (тоже на стул). Чуть позже, в кафе приходит капитан Рено, Ласло убирает свою шляпу и кладет ее на пол. Затем Ласло уходит из заведения, и не поднимает шляпу. И уже на улице зритель видит, как герой держит головной убор в руках.
  • Когда Карл сидит со своими друзьями, он разливает бренди и потирает руки. В следующем кадре герой упирается правой рукой на левую.
  • В сцене, где немецкий банкир пытается пройти в игральный зал в кафе Рика, обратите внимание, у него на пиджаке есть цветок с двумя листьями. Спустя несколько мгновений цветок имеет лишь один лист, положение которого изменилось.
  • Майор Штрассер подходит к столу Виктора в кафе Рика и держит саблю на левой стороне. Во время их диалога сабля исчезает.
  • В сценах на «La Belle Aurore», в тот момент когда Рик и Ильза слышат немецкий громкоговоритель снаружи, Рик берет бутылку шампанского и идет к окну, оставляя свой бокал стоять на столе. Когда герой ставит бутылку на стол, этикетка четко видна камере. Спустя некоторое время, когда герои вновь подходят к столу, бутылка развернута точно на сто восемьдесят градусов.
  • В сцене, где Рено спрашивает Рика о наличии писем, Рик выпивает почти из полной бутылки шампанского, которую Карл, спустя мгновенье, поставит на стол. Спустя еще какое-то время, когда Рик наливает Рено, бутылка наполнена меньше, чем наполовину. После того, как Ивонна проходит мимо их стола, бутылка опять почти полная.
  • Уровень жидкости в бутылке бренди внезапно меняется в сцене, где Карл подает ее немецкой паре, которая уезжает в Америку.
  • Прямо перед тем, как Ильза направит пистолет на Рика, зритель может заметить как герой зажигает сигарету. В следующих кадрах сигаретный дым еще виден в руках, но после того, когда Рик обнимет Ильзу, сигарета исчезает.
  • Во время того, как Ласло «ухаживает» за своим раненным запястьем и разговаривает с Риком, его положение в кадре несколько раз меняется.
  • В сцене, где Виктор подходит к Рику и спрашивает, могут ли он поговорить где-то в более укромном месте, носовой платок Рика торчит из кармана примерно на полтора дюйма. Но когда герои разговаривают в офисе, платок выглядывает на три дюйма. А носовой платок Виктора аккуратно торчит на полдюйма и имеет изогнутый кончик, но когда Ильза возвращается в свой гостиный номер, платок выглядывает на три дюйма и имеет треугольный кончик.
  • Перед сценой с воспоминаниями в Париже, Рик сидит спиной к двери. После этой сцены, герой переместился на другой стул, а его первый стул исчез.
  • На самолете майора Штрассер есть нацистская символика с левой стороны, но нет ничего справа.
  • Когда Рик впервые входит в «Синий попугай», чтобы посетить Феррари, его рука находится в кармане штанов, но как только камера изменит ракурс, в кармане висит лишь один большой палец. В этих же сценах куртка Феррари то полностью застегнута, то всего на три пуговицы.
  • Рик играет шахматную партию, а в это время с ним разговаривает Угарте. Белая ладья слева то исчезает с доски, то снова появляется.
  • Когда Угарте впервые сидит с Риком за шахматным столом и просит поговорить, положение сигарету между пальцами меняется от кадра к кадру.
  • На тридцатой минуте фильма майор Штрассер подходит к Ильзе Лунд и Виктору Ласло и произносит фразу: «Теперь вы являетесь субъектом немецкого рейха». Ласло отвечает ему: «Я никогда не принимал подобную привилегию», но его взгляд направлен вниз. Камера меняет положение, Ласло добавляет: «…и теперь я на французской земле». Его глаза находятся на уровне глаз Штрассера, и он смотрит прямо на майора.
  • На протяжении всего хронометража можно заметить бутылки с ликером, на который акцизы США наклеены сверху (в то время так не делали).
  • На карте, показанной во время начальных титров, показана область Польши (хотя на самом деле Польши в 1942 году не существовало, поскольку она считала себя частью Германии или хотя бы «оккупированной Польшей»), на самом деле это часть Беларуси и Украины, которые в то время входили в состав СССР.
  • Легковой автомобиль Рика американского производства (а не французского, как показано в фильме). Французские машины того времени имели несколько дверей и отдельные места для пассажиров. Оба показанных автомобиля – американские, это можно отследить по ручкам, поручням и другим мелким деталям. Во время съемок вообще не было французских автомобилей.
  • Когда Рено звонит Штрассеру, чтобы рассказать о событиях в аэропорту, майор находится в кабинете «Немецкой комиссии по перемирию» согласно знаку на двери. Надпись должна быть выполнена на немецком языке или хотя бы на французском, но никак не на английском.
  • В начальной сцене столица Марокко – Рабат неправильно расположена на карте, там где должен находиться город Кинитра. На самом деле Рабат располагается на двадцать миль юго-западнее, в том месте, где на карте расположена река, впадающая в Атлантический океан. Но на стене офиса префекта тоже есть карта, и там Рабат располагается в нужном месте.
  • Ближе к финалу картины Луи предлагает Рику пойти в гарнизон чушь выше границы в Браззавиле. Это будет довольно большая прогулка, потому что Браззавиль находится примерно в трех тысячах миль от Касабланки.
  • Такого понятия как «письмо транзита» никогда не было.
  • В начале фильма присутствует французский триколор с полумесяцем и звездой в середине, развевающийся над полицейским отделением. Такого флага никогда не было в Марокко. Во время Французского протектората флаг Марокко был таким же, как и сегодня: красный с зеленой пентаграммой посередине.
  • В последней сцене бутылка воды Виши выбрасывается в мусорное ведро. Этикетка на бутылке написана на английском языке. Очень маловероятно, что во французском протекторате под контролем Германии бутылки с водой продавались с английскими этикетками.
  • Во время флешбека, в Париже показаны громкоговорители с гестапо, которые предупреждают людей о том, чтобы они не мешали немцам, которые приедут завтра. На самом же деле, в Париже никто не было никаких предупреждений о продвижении немецкой армии.
  • В Париже правосторонние движение. В одной сцене Рик ведет машину, у которой руль находится с правой стороны. Хотя оно должно быть слева.
  • Майор Штрассер одет в мундир майора Люфтваффе, но его знаки отличия и полосы на штанах указывают на то, что это форма генерала Люфтваффе.
  • В финальной сцене в аэропорту представлен метеорологический отчет, который обозначает видимость как «легкий туман», но при видимости в полторы мили нужно указывать «дымка», а не «туман». Также, в отчете отсутствуют другие важные показатели, такие как: направление ветра, скорость ветра и давление воздуха.
  • Капитан Рено может похвастаться тем, что «был с американцами, когда они ошивались в Берлине в 1918 году». Перемирие во время Первой мировой войны действовало в ноябре 1918 года, но война тогда еще не была закончена. Тем не менее, довоенные границы были восстановлены. Иными словами, перемирие вынудило немцев отступить от Франции, но никакая часть Германии никогда не была оккупирована «иностранными войсками». Спустя некоторое время - почти 8 месяцев - мир был заключен среди всех, кроме американцев. Конгресс США отклонил Версальский договор.
  • В картине присутствуют немецкие военнослужащие в поясах Сэма Брауна, которые фактически были отменены в 1936 году.
  • Самолет немецкого генерала Штрассера был ошибочно идентифицирован как «Fokker F.VII», но на самом деле это «Fokker Super Universal». Только «Fokker Super Universal» имеет ветровое стекло, которое находится на той же высоте, что и передний край крыла. Другие типы «Fokker» обычно имеют крыло, расположенное выше над ветровым стеклом. «Fokker Super Universal», по-видимому, был изготовлен и использовался в основном в Америке (и в Японии).
  • Обезьяны, показанные на рынке в начале фильма, являются южноамериканскими, а не африканскими по происхождению.
  • От падения Столичной Франции в июне 1940 года до операции «Факел» в 1942 году прошло чуть менее двух лет. В то время французские колонии в Африке управлялись правительством Виши, пока каждая из них не была оккупирована Свободными французскими войсками или не завоевана союзниками. Нацисты всегда играли второстепенную роль во французской Северной Америке во время Второй мировой войны, и конечно же не управляли Марокко и тем более Касабланкой.
  • В одной из сцен с майором Штрассером, пятеро мужчин подъезжают к нему на полицеской машине. Двое носят черные головые уборы, а трое носят белые шапки. После того, как капитан Рено сообщает своему начальнику об окружении, зрителю показывают четырех мужчин, которые одеты в белые шапки и совершенно нового мужчину в маске механика, который стоит у машины майора Штрассера.
  • В сцене с рулеткой человек помещает шесть фишек на номер двадцать два и выигрывает. Ему должны выплатить двести десять фишек и его первоначальную ставку в шесть фишек, но дилер дает только три стэка по тридцать фишек. Он снова ставит все фишки на двадцать два и выигрывает. Ему должны заплатить семь тысяч семьсот семьдесят шесть фишек и ставку в двести шестнадцать фишек. Когда Рик спрашивает дилера, что они будут делать, ему отвечают «мы потеряли на пару тысяч меньше, чем я думал», хотя на самом деле было потеряно около семи тысяч девятисот девяносто двух фишек.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Действие фильма происходит в 1942 году. Вторая мировая война в самом разгаре. Из оккупированной нацистами Франции регулярно мигрируют десятки беженцев, пытающихся найти счастье на другой земле. Путь к спасению изнурителен: из Парижа в Марсель, оттуда по Средиземному морю в город-порт Оран, что в Алжире, а дальше поездом либо автомобилем до Касабланки – центра французского Марокко, где действует коллаборационистский режим Виши. Из Касабланки при наличии выездной визы можно переправиться до нейтрального Лиссабона, после чего открыта дорога в Новый Свет. Визы становятся самым ценным товаром на марокканском черном рынке, ими приторговывают продажные полицейские и жулики всех мастей. Касабланка в целом – прибежище самых темных личностей, от уличных охотников за кошельками до видных офицеров Третьего Рейха. И вся эта публика традиционно собирается в американском кафе «У Рика» – местной достопримечательности, владелец которой в городе очень известен.

В Касабланку прибывает майор нацистов Генрих Штрассер. Он объявляет встречающему префекту полиции капитану Луи Рено цель своего приезда: задержать убийцу двух немецких курьеров, завладевшего проездными документами. Рено уверяет высокого иностранного гостя, что у него всё под контролем, и преступник будет задержан вечером в кафе «У Рика». В ночном заведении жизнь бьет ключом: играет музыка, льется шампанское, крутится рулетка, и ведутся торги самым разнообразным товаром. Представлен марокканский бомонд вперемежку с мелкими жуликами, один из которых по имени Угарте – тот самый убийца курьеров, желающий срочно поговорить с хозяином заведения. Им оказывается весьма циничный мужчина средних лет, на чьем лице отродясь не гостила улыбка. Рику Блейну ничего не стоит выставить из собственного кабинета любого гостя, пусть даже им оказывается высокопоставленный немецкий банкир. Хозяин принципиально не пьет со своими посетителями и вообще относится к ним потребительски, прекрасно понимая, что нужен им гораздо больше, чем те – ему. Жулик Угарте – не исключение. Вороватый субъект рассчитывает выручить крупную сумму за присвоенные документы, но очень боится за свою жизнь, а потому просит Рика придержать визы у себя, поясняя свою логику: раз хозяин презирает его, то не обманет.

После великолепного соло на фортепиано чернокожего музыканта Сэма к Рику обращается его конкурент – владелец клуба «Голубой попугай» синьор Феррари. Напыщенный господин сперва предлагает купить кафе Рика, а услышав принципиальный отказ, хочет переманить хотя бы Сэма. Спросив самого пианиста и поняв, что тот очень неплохо зарабатывает и у Рика, Феррари удаляется ни с чем. Подвыпившая девушка Ивонна в расстроенных чувствах обманутой любовницы пытается устроить сцену Рику, но владелец кафе тактично подхватывает недовольную особу под локоть и лично выпроваживает. Эту картину наблюдает продажный капитан Рено, который глядя на пролетающий прямо над их головами самолет, спрашивает у Рика, почему бы тому не вернуться в Америку, на что получает уклончивый ответ. В этот момент испуганный крупье сообщает хозяину, что в кассе не хватает наличности чтобы расплатиться за выигрыш. Рик успокаивает подчиненного и направляется вместе с Рено к себе в кабинет, чтобы заглянуть в сейф.

Капитан «по большому секрету» сообщает Рику, что в Касабланку прибыл Виктор Лазло – лидер чехословацкого сопротивления нацистам, беглец из концлагеря, человек-легенда, который готов вывалить огромную сумму любому, кто снабдит его и его спутницу выездной визой. Рено добавляет, что Лазло ни в коем случае не должен добраться до Америки, и майор Штрассер прибыл специально, чтобы не допустить этого. Тем временем прибывает полиция, и Рено, красуясь перед немецким офицером, организовывает задержание Угарте. Преступник пытается скрыться, открывает огонь, но вмешавшийся Рик быстро разряжает ситуацию, отказывая Угарте в помощи. Добавляя при этом свою коронную фразу: «Нет человека, ради которого я бы подставил шею». Рика приглашает за столик майор Штрассер и пытается тактично «прощупать» владельца кафе. Нацистам известны любопытные детали биографии урожденного Ричарда Блейна, в частности контрабанда оружия в Эфиопию и участие в испанской Гражданской войне против режима Франко. Рик спокойно выдерживает психологический прессинг и ненадолго смущается лишь при упоминании о Париже. Он дает понять Штрассеру, что не испытывает никаких симпатий к Виктору Лазло и не собирается помогать ему, что явно успокаивает нациста.

Виктор Лазло собственной персоной в сопровождении очень красивой женщины заходит в кафе и занимает столик. Спутницу Виктора узнает пианист Сэм и переменяется в лице. За столик к вновь прибывшим подсаживается капитан Рено и весьма лестно отзывается о владельце кафе. Следом подходит и Штрассер, после чего следует весьма натянутое приветствие и напоминание Виктору явится в префектуру завтрашним утром. Спутница Лазло – Ильза Лунд – очень за него боится, но тот успокаивает свою спутницу. В ходе беседы со связным сопротивления Виктор узнает, что Угарте задержан, а документы потеряны. К Виктору снова подходит Рено, а вернувшийся за свой стул музыкант Сэм неожиданно застает Ильзу. Женщина приветливо обращается к старому знакомому и расспрашивает его о Рике. Сэм довольно неумело врет и, разоблаченный, просит оставить его хозяина в покое. Ильза просит сыграть «Как уходит время», Сэм долго отнекивается, но в конце концов уступает.

Неожиданно в зал возвращается Рик и раздраженно напоминает Сэму о том, что тот никогда больше не должен играть эту песню. Все поняв, Рик находит за столиком Ильзу и довольно сухо ее приветствует. К столику подходят Лазло с Рено, и все четверо присаживаются, чтобы выпить. Капитан не может не отметить разительную перемену с «непрошибаемым» прежде Риком: тот не только решился выпить со своими гостями, но еще и сам оплатил счет. Беседа скоро заканчивается, Виктор объявляет, что им с Ильзой пора. Рено провожает их и объявляет, что будет ждать с утра в префектуре.

Глубокой ночью, уже после закрытия своего заведения, Рик в одиночестве опустошает бутылку бурбона и предается невеселым размышлениям. Собирающийся уходить Сэм как может пытается растормошить шефа, а когда ему это не удается, вызывается составить компанию. Опрокинув очередной бокал, Рик просит сыграть всё ту же композицию «Как уходит время», обещая Сэму и самому себе, что выдержит наплыв воспоминаний…

В образах Рика еще мирный Париж, соединивший их с Ильзой. Они проводили чудесное время, нежно любили друг друга и были совершенно счастливы. Рик почти ничего не знал о прошлом своей возлюбленной, а она советовала ему наслаждаться сегодняшним днем. После объявления о приближении фашистских оккупантов, Рик понимает, что ему необходимо срочно бежать из Парижа. Он надеется, что Ильза отправится с ним, они поженятся и всегда будут вместе. Девушка не без некоторых колебаний обещает проследовать с любимым, но в день отъезда, под сильнейший ливень Рик получает от нее покаянное письмо. Ильза ничего не объясняет, просит лишь простить ее и клянется в вечной любви. Таким вышло расставание, оставившее на сердце незаживающую рану, которая превратила мужчину в бесстрастного мизантропа...

Как и предполагал Рик, Ильза вернулась в его кафе, но уже без Виктора. Она пытается объясниться, говоря о некоем «возвышенном человеке», но изрядно вышивший Рик лишь отвечает ей саркастичными подколками. В слезах Ильза бросается прочь.

На следующее утро, Виктор с Ильзой прибывают в префектуру, где ухмыляющийся капитан Рено сообщаем им, что Угарте мертв, а проездные письма утеряны. Появившийся майор Штрассер пытается шантажировать Лазло, требуя назвать имена и явки других лидеров сопротивления в обмен на выезд из Касабланки. Виктор отвечает категорическим отказом, и разговор на этом оканчивается.

В кафе Рика люди Рено проводят обыск, а сам хозяин навещает конкурента Феррари – владельца клуба «Голубой попугай». Феррари намекает Рику, что готов заплатить огромную сумму за проездные документы, тот обещает подумать. На выходе Рик сталкивается с Виктором и, оставив того общаться с Феррари, направляется к Ильзе. В этот раз уже Рик пытается вызвать ее на откровенный разговор, но она, обиженная на нынешний облик экс-любовника, лишь бросает ему, что Виктор – ее муж. И был им во время парижского романа. Синьор Феррари, будучи монополистом на черном рынке, не считает для себя выгодным помогать Лазло в получении визы, но готов обеспечить ее Ильзе. Женщина отказывается от этого варианта, озвучивает его Феррари, на что воротила отвечает, что их единственный шанс – транзитные письма, а их местонахождение известно Рику.

Очередной вечер в кафе «У Рика». Штрассер с Рено обсуждают опасность Лазло, а к Рику обращается за помощью молоденькая девушка из Болгарии, чей муж надеется выиграть в рулетку, чтобы купить визы. Поначалу Рик не выказывает никакого интереса к чужим проблемам, после чего уходит общаться с подошедшим Лазло. Виктор предлагает любые деньги за документы, но Рик упорно не желает сделки, а о причинах советует спросить у жены. Эта сцена заставляет Рика что-то в себе пересмотреть, и он на правах хозяина казино обеспечивает мужу болгарки крупный выигрыш. В это время страсти начинают накаляться. Звучит немецкий марш, которым дирижирует Штрассер. Рассерженный Лазло велит оркестру играть «Марсельезу», что, с благословения Рика, и происходит. Публика кафе активно подхватывает исполнение французского гимна, а немцам приходится с позором удалиться. Мстительный Штрассер отдает приказ Рено закрыть кафе, и тот вынужден подчиниться.

Виктор собирается идти на собрание сепаратистов, но перед уходом он спрашивает супругу, было ли ей одиноко в Париже, когда он томился в концлагере. Ильза как может успокаивает Виктора, и тот уходит. Проводив мужа, она сама идет просить у Рика письма. В ход идут любые доводы, женщина пытается достучаться до совести, наконец угрожает Блейну пистолетом. На Рика всё это не производит впечатления, он готов даже умереть, поскольку вкус к жизни давно потерян. Ильза не выдерживает напряжения, и вся в слезах признается Рику в любви. Она рассказывает ему правду о Париже, почему вынуждена была бросить любимого, поскольку узнала, что Виктор не погиб в концлагере, а оказался жив и тяжело ранен. Объяснение заставляет Рика передумать, он готов отдать письма Лазло, но при условии, что Ильза останется с ним.

Пока идет разговор, в кафе Рика оказывается Виктор, спасающийся от полицейского преследования. Ласло заявляет хозяину заведению, что ему все известно про роман с Ильзой, но он готов простить – за документы. Появляется полиция и арестовывает-таки Виктора. Рик придумывает хитроумный план, и на следующее утро придя к Рено, он советует ему отпустить Лазло, чтобы чуть позже взять его на серьезном преступлении: убийстве Угарте с целью присвоения писем. Сам Рик намеревается воспользоваться ими, чтобы покинуть Касабланку вместе с Ильзой. Рено соглашается на этот расклад, но перед самым вылетом самолета в Лиссабон неожиданно арестовывает Виктора. Рику приходится брать старого приятеля на мушку пистолета и потребовать отпустить Лазло. Рик заставляет Рено отдать приказ не препятствовать вылету, не зная, что на самом деле капитан позвонил Штрассеру.

Происходит прощание. Сбитая с толку Ильза думает, что полетит с Риком, но тот говорит, что ее место рядом с Виктором и его борьбой, а у них «всегда будет Париж». Лазло прощается с Блейном и сердечно благодарит. Подъехавший Штрассер пытается помешать вылету, начинает звонить в диспетчерскую и внезапно падает, сраженный выстрелом Рика. Вместо ареста Рено вновь принимает его сторону и пускает полицию по ложному следу, избавляя от преследования. Самолет отрывается от земли и уносится в небо. Провожая его взглядом, Рик с улыбкой замечает Рено, что «это может стать началом прекрасной дружбы».

Отзывы о фильме «Касабланка»

  • Ольга 0
    Касабланка - это непревзойденная классика кино, которое нужно смотреть всем! Когда-то очень давно я видела этот фильм в черно-белом варианте, возможно, мне бы хотелось увидеть тот же вариант. Но, сейчас , просмотрев фильм, уже имея какой-то жизненный опыт, я поняла, что такое кино не портит и цвет, - это "как хорошее вино с годами приобретает еще более изысканный букет", как сказал один из написавших комментарий к этому фильму. Особенно хороша Ингрид Бергман, красавица актриса с такой же сложной судьбой...

Рецензии на фильм «Касабланка»

  1. Рецензия на фильм «Касабланка»
  2. B I Правила размещения рецензии
  • Оценка фильма
    10 из 10

    Настоящая красота любви

    Замечательная романтическая кинодрама, взявшая трёх Оскаров - за лучший фильм, лучшего режиссера и лучший сценарий. Фильм с очень непростой судьбой: изначально он задумывается, как проходное кино, в самом начале работы меняется продюсер, а сценарий постоянно меняется и, как говорят, до самого конца съемок никто толком не знал, чем же закончится эта история… Читать далее
  • Оценка фильма
    10 из 10

    Кино, которое многому учит

    Полагаю, что подобный фильм нужно смотреть многим россиянам. Почему? Чтобы увидеть, что люди "там" во многом схожи с нами, обладая такой же сложной гаммой чувств и эмоций, что так характерно для русского человека; что понятия благородства и подлинного патриотизма (в противовес национал-фашизму), способные объединить людей самых разных национальностей, существовали и проявлялись не только среди советских людей во время войны;что эту страшную войну выиграли не только благодаря подвигу наших соотечественников; что нельзя судить о человеке, принимая во внимание одни поступки и не принимая во внимание другие… Читать далее
  • Оценка фильма
    10 из 10

    Тепло Касабланки

    Когда-то давно я видела этот фильм таким, каким он был создан - чёрно-белым. Колоризация не всегда на пользу старому кино, и случай с Касабланкой это лишний раз доказывает. Ну да ладно. Касабланку стоит смотреть в любом случае. Это кино как вино - чем старше оно становится, тем лучше:) Касабланка… Читать далее
Оформить подписку