Фильм Собибор

Режиссер
Константин Хабенский
Актеры
Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль, Дайнюс Казлаускас, Сергей Годин, еще
В 1943 году в нацистский лагерь смерти Собибор привозят группу советских военнопленных из Минска. Офицер Красной Армии Александр Печерский устанавливает контакты с подпольным комитетом лагеря. Его цель – организовать побег. Но немцы расстреливают каждого десятого узника при любой попытке побега. Значит, оставлять людей нельзя: Собибор должны покинуть все пленники. Речь идет уже о настоящем восстании. Между тем жизнь в Собиборе идет своим чередом: узников отправляют в газовые камеры, лагерная охрана мародерствует, расхищая оставшиеся после уничтоженных людей ценности. От скуки фашисты зверски измываются над заключенными, а тем временем с востока приближается Красная Армия. Узникам лагеря грозит поголовная ликвидация. Удастся ли Печерскому и его товарищам единственное в истории Третьего рейха успешное восстание пленников? Кто друг, а кто окажется их опаснейшим противником? И выживет ли сам Печерский, возглавив восстание обреченных?

Съемочная группа

Продюсеры
Эльмира Айнулова, Глеб Фетисов, Мария Журомская, еще
Сценаристы
Константин Хабенский, Александр Адабашьян, Анна Чернакова, еще
Оператор
Рамунас Грейчюс
Художники
Юргита Гердвилайте, Гульнара Шахмилова
Композитор
Кузьма Бодров

Знаете ли вы, что

  • В основе сюжета фильма лежит реальное восстание узников немецкого лагеря смертников «Собибор», которое было возглавлено советским офицером Александром Печерсим.
  • Фильм снимался под рабочим названием – «Легенда о побеге».
  • Для Константина Хабенского это первый опыт работы режиссером.
  • Декорации, имитирующие немецкий лагерь смерти, были построены в литовском городе Вильнюс в соответствии с чертежами участников археологических раскопок в Собиборе. Также некоторые сцены снимались в форте Каунаса, где во время Второй мировой войны было еврейское гетто.
  • В качестве консультантов на съемках этого фильма работали представители Фонда Александра Печерского, а также семья Печерского – дочь Элеонора Гриневич и внучка Наталья Ладыченко.
  • Фильм был снят сразу на пяти языка: русском, польском, немецком, нидерландском и идише.
  • О том, что режиссером фильма стал Константин Хабенский, было объявлено 21 сентября 2017 года, на «Кино Экспо 2017».

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

К станции лагеря Собибор подъезжает состав, который тащит гигантский черный паровоз. Из вагонов выходят люди с желтыми шестиконечными звездами, нашитыми на одежде. Их встречает лагерная охрана и местные заключенные, которые забирают у приехавших их вещи. При этом людей убеждают, что вещи им будут возвращены после санитарной обработки. Офицер спрашивает у приехавших, есть ли среди них мастера? Местный заключенный Хайм тихо советует приехавшей Сельме, чтобы она соглашалась на любую работу, если хочет выжить. Офицер спрашивает, кто из приехавших плотник, есть ли среди них сапожники, портные. А еще нужны ювелиры. Лейтман и Якоб как раз ювелиры. Якоб в доказательство того, что владеет этой профессией, демонстрирует немцам кольцо на руке своей жены: это я его изготовил.

Мужчин и женщин разделяют. Немцы говорят, что это ненадолго. Шломо прощается с родителями и сестренкой. Он ювелир. Женщин заставляют раздеться догола, потом их стригут и заводят в «душевую». Дверь за ними закрывает охранник, после чего он поворачивает вентиль. В помещение поступает отравляющий газ. За умирающими женщинами через застекленное окно в потолке наблюдает начальник лагеря Карл Френцель. Его подчиненные гадают: он возбуждается от этого зрелища, или уже и это не помогает?

В лагерном бараке молятся евреи. А русского, который из Минска, надо отсюда выкинуть. К Александру Печерскому подходит человек с ножом и требует, чтобы он ушел. Перед уходом Печерский спускает штаны, показывает обрезанный член: я такой же еврей, как и вы.

Печерский разговаривает с Борисом Цыбульским, с которым они были в лагере в Минске: подполье у них здесь слабовато. Ничего, дожмем. Нужно готовить побег.

Заключенные под присмотром немецких офицеров сортируют вещи убитых евреев. Сколько у жидов добра! Теперь уже у великого рейха. Зигфрид в шутку увешивает себя бусами, надевает на пальцы перстни. В этот момент заходит Френцель. Он молча смотрит на подчиненных, потом уходит. Якоб в груде драгоценностей обнаруживает кольцо своей жены.

К Печерскому, работающему столярной мастерской, подходит Люка. Она напоминает ему, что в лагере по ночам запрещено покидать спальные бараки. Вы опять что-то задумали? Не надо испытывать судьбу. Постарайтесь забыть Минск, вы не виноваты, но вы живы, нужно терпеть и верить. Один из заключенных перерезает садовыми ножницами колючую проволоку, несколько узников бегут из лагеря. Одни подрываются на минах, другие погибают от пуль охранников. Заключенных выстраивают на плацу. Им говорят, что в наказание за побег будет расстрелян каждый десятый из них. Впредь нужно докладывать о подготовке побега. Немцы приводят свою угрозу в исполнение.

Ночью в бараке сошедший с ума Якоб устраивает истерику. Что вы творите, евреи? Вы достойны своей участи. Пепел ваших родных летит вам в лицо, а вы его жрете. Будьте вы прокляты! Заключенные избивают Якоба. Шломо выбегает из барака. Он вспоминает родителей и сестренку. Из трубы крематория валит дым.

Заключенные на болоте валят деревья. Руководитель подпольного комитета Лео говорит Печерскому, что им не хватает командира с военным опытом. У них такой был, но его убили немцы. А теперь мы стараемся выжить, чтобы отомстить. Нет, вы просто стараетесь выжить.

Офицер Бэкмен требует от Хайма, чтобы он нашел ему запонки. Тот говорит, что пока не видел подходящих. Бэкмен говорит, что за лень Хайма ждет порка. Тот предлагает немцу роскошный портмоне. За это Бэкмен предлагает ему выпить коньяка. Хайм отказывается: вера не позволяет. Бэкмен назначает наказание: двадцать пять ударов. Считать удары должен истязуемый. Если он сбивается – счет идет с начала.

Френцель заходит в ювелирную мастерскую. Он предлагает Сельме колье. Та отказывается. А если он тебе подарит – возьмешь? Френцель приказывает Хайму надеть на шею женщине колье. Тот исполняет приказ. Теперь целуй ее. Сельма просит Хайма подчиняться приказам начальника лагеря. Тот целует женщину. Еще! Более страстно! – кричит немец. Потом он сообщает присутствующим о том, что его первая любовь была еврейка. Он хотел жениться на ней, но его отец-антисемит был против. Девушка уехала в Америку. Кто в этом виноват? Мой отец!

Френцель приходит на болото. Он вызывает Печерского и приказывает ему разрубить огромный пень. Если не уложишься в пять минут – прикажу расстрелять каждого десятого. Печерский справляется с приказом за четыре с половиной минуты. В награду Френцель предлагает ему яблоко. Тот отказывается: мне вполне хватает лагерного рациона.

Ночью Печерский и Лео беседуют, сидя у барака. Подбегают заключенные и избивают их. Они на нас донесут, если еще раз увидят. Они не хотят побега, боятся расстрелов. По бараку бродит Якоб, он держит в руке кольцо и зовет жену.

Утром в мастерской пьяный Шломо окунает голову в холодную воду. Его упрекают за пьянство. Как я могу не напиваться? Мне вчера Нойман принес золотые зубы с выломанной челюстью, велел сделать ему булавку для галстука.

Приходит поезд. Открывают двери. Вагоны забиты трупами заключенных. Один из них еще подает признаки жизни, он что-то пытается сказать Печерскому. Увидев это, Зигфрид стреляет в выжившего заключенного. Узники Собибора выносят трупы из вагонов.

Вечером в барак приходит капо. Он говорит, что поезд пришел из соседнего лагеря – Белжеца. Его ликвидировали, а трупы прислали в Собибор на утилизацию. И наш лагерь скоро ликвидируют. Убьют нас всех, и заключенных, и капо. Ты можешь человека убить? Капо говорит, что не знает. Печерский делает вывод: провокатор так бы не ответил. Ладно, у него есть доступ во все помещения в лагере.

Лысый капо пристает к Сельме и обнаруживает у нее на груди обойму от пистолета. Капо, сотрудничающий с подпольем, душит лысого коллегу. Он говорит, что скажет немцам: лысому стало плохо, до завтра его искать не будут. Печерский принимает решение: восстание будет завтра. Он разрабатывает план: в лагере будет девять офицеров. Их нужно заманить в мастерские поодиночке и убить. Кто сможет приманить немцев? Мальчик Томас (Тойви) говорит, что может это сделать. Он чистит офицерам обувь, хорошо всех знает, они ему поверят.

Заключенных собирают на плацу. Опять кто-то сбежал? Приезжает машина, оттуда выходят немецкие офицеры в противогазах, они стреляют из автоматов над головами узников, потом снимают противогазы, весело смеются. Это офицеры из лагерной охраны. Они отмечают день рождения Френцеля. Основательно напившись, немцы утраивают гонки. Запряженные в тачки узники бегут по кругу наперегонки, немцы хлещут их плетками. Если узник выбивается из сил – его расстреливают и заменяют другим. Появляется Якоб. Он ищет свою жену. Зигфриду приходит в голову идея окрестить евреев. Он обливает Якова спиртным и поджигает его. Несчастного добивает выстрелом один из офицеров. Утром с палаца убирают трупы заключенных.

На следующий день Томас поодиночке заманивает офицеров в мастерские, где их убивают заговорщики. Шломо пробирается в радиорубку, он убивает сидящего Ноймана сделанной для него булавкой. Потом выламывает щипцами челюсть немца: я сделаю запонки из твоих зубов. Он прихватывает несколько винтовок и на тачке привозит оружие в барак.

Звучит сирена. Заключенных созывают на плац. По поручению Печерского Хайм из винтовки стреляет в Френцеля. Он ранит начальника лагеря. Завязывается перестрелка, заключенный выламывают ворота и бегут из лагеря. Немцы стреляют им вдогонку. Некоторые из беглецов подрываются на минах. Лео и Борис убиты. Печерский находит убитую Люку, несет ее тело на руках. Последним покидает лагерь Шломо. Он бежит в поле.

Финальные титры сообщают зрителям, что из лагеря Собибор вырвались 400 человек. 100 погибло при побеге, еще 150 человек выдали немцем местные жители (поляки). Печерский перешел линию фронта и провоевал до Победы. В 1966 году Карл Френцель был приговорен к пожизненному заключению. Шломо добрался до Бразилии. Ему приписывают убийство сбежавших в эту страну 18 эсэсовцев.

Отзывы о фильме «Собибор»

  • s628mk 2
    Чтоб помнили. Как стадо, под названием немецкий народ, превратилось в не людей. Напомни себе и скажи детям своим. Каждая потерянная жизнь, каждое горе, все помним. Помним нашу победу,победу над варворством. Победу Советского Союза,победу России. И всегда будем побеждать, потому что правда за нами. Несмотря на продажных шкур и лицемеров сидящих в кремле, не знающих меры своей алчности и гордыни. Смерть фашистам, казнокрадам и взяточникам.
  • Даниил 3
    Это великолепная экранизация! Полностью показывает атмосферу тех дней... После, просмотра ни разу не жалел что посмотрел. Я думаю нынешнему поколению тоже будет полезно знать Историю тех дней.
  • 2
    Хороший фильм. Ничего лишнего. Советую посмотреть.
  • miha041276 -17
    Очередное российское гавно
  • -2
    Звук действительно оставляет желать лучшего - музыка перекрикивает речь героев, приходится перематывать, чтобы понять, о чем речь. Других недостатков не нашла. Любителям экшенов или развлекаловки не рекомендую, всем думающим людям - смотреть! Игра актеров и режиссура на высоте.
  • eighth88888888 1
    Ужастный звук! То громко, то орет. Без наушников слушать вообще не возможно. Смотрел чисто из-за Хабенского, как и обычно. Но звукорежиссеры ужасные. Я не обязан страдать из-за кривых рук звукарей. Ставлю фильму 3 из 10, смотреть не возможно
  • routchkan -10
    Фильм, по большому счету, ни о чем (только моё мнение). Да. Было. Да. ГЕРОИ. Но что касается фильма - затянут, размазан. Слабо улавливается сюжет. Наверно можно было передать всю трагедию этих людей как то по иному. Хабенскому это, к сожалению, не удалось.
  • irusha007 1
    Рекомендую всем также посмотреть экранизацию Собибор 80-хх годов, очень интересно сняли поляки. Там более подробно раскрыты жизни и отношения главных героев. По этому мне тот вариант больше понравился, смотрела дважды. А сама история меня осчастливила. Если бы не кино - я бы и не знала, что хотя бы из одного конц.лагеря все сбежали и надрали фашистам ***.
  • irusha007 -4
    Психиатры ставили опыты на пленниках, выкачивали кровь из детей для солдат Вермахта, разрабатывали новые виды пыток для дознаний и тестировали свои препараты на пленных. В каждом лагере смерти были психиатры. У них у самих каша в голове, они в замешательстве, т.к. психиатрия ложная наука и никого не исцелила. И вот с этой кашей они лезут в общество, вносят свое пагубное влияние.
  • irusha007 -2
    Спасибо, что сняли фильм и напомнили миру о фашизме, который был таким лютым и всё это совсем недавно в истории! Вот на что способны люди, находящиеся под влиянием ложных данных. Следует знать, что многие ложные данные о человеке, его сути и психике - исходят от лже-врачей психиатров. Они отрицают наличие души, ничего о ней не знают и вторгаются в умы людей. 40 психиатров во время той войны в Германии добровольно вступили в подразделение СС.

Рецензии на фильм «Собибор»

  1. Рецензия на фильм «Собибор»
  2. B I Правила размещения рецензии
  • Оценка фильма
    10 из 10

    Самое страшное кино

    Начну, пожалуй, с того, что Константин Хабенский всегда восхищал меня как актер. Поэтому первую его режиссерскую работу я просто не могла пропустить. Не скажу, что я сильна в кинокритике, кино я воспринимаю прежде всего по эмоциям, которое оно оставляет. И именно это свидетельствует о том, выполнена ли сверхзадача режиссера или нет… Читать далее
  • Оценка фильма
    5 из 10

    "Сумерки Богов" по Хабенскому

    Конечно, Хабенский пытался сделать хороший фильм и хорошо в нем сыграть: это очевидно. Проблема в том, что когда берешься за столь ответственный материал, приходится определяться: либо ты летописец, либо свободный художник-символист. Градус ответственности повышается, если принимаешь во внимание тот факт, что о большинстве исторических событий наши современники будут судить по кинематографическим экранизациям; первоисточники поднимут единицы… Читать далее
  • Оценка фильма
    7 из 10

    Большой побег

    Творчество англичанина Джека Голда крайне неоднородно (и неоднозначно!), но как раз «Побег из Собибора» /1987/, снятый при участии югославских кинематографистов для телевидения, получился неплохим. Естественно, ему приходилось считаться с требованиями рынка, и партия Александра Печерского ушла знаменитому тогда Рутгеру Хауэру, а Леона Фельдхендлера – американцу Алану Аркину, запомнившемуся в основном по кинокомедиям… Читать далее
  • Оценка фильма
    6 из 10

    Им вождя недоставало

    Кино, как известно, отличный инструмент воздействия на массовое сознание. Константин Хабенский выпустил на экраны фильм «Собибор», посвященный холокосту. Обращение к подобным темам отечественных режиссеров можно только приветствовать. А то про Шиндлера весь мир знает, а про нашего Александра Печерского даже в России мало кто слышал… Читать далее
Оформить подписку