Фильм Клеопатра

Cleopatra
Режиссеры
Джозеф Лео Манкевич, Рубен Мамулян, Дэррил Ф. Занук
Актеры
Элизабет Тейлор, Ричард Бёртон, Рекс Харрисон, Памела Браун, Джордж Коул, еще

Вам предстоит лицезреть самое величественное экранное воплощение легендарной царицы египетской – гордая стать Элизабет Тейлор идеально совпала с образом Клеопатры. Над высокобюджетным пеплумом трудились сразу три режиссера: Джозеф Лео Манкевич и Дэррил Ф. Занук, разделившие «Оскар» за драму «Все о Еве», и Рубен Мамулян, чей сценарий к фильму ужасов «Доктор Джекилл и мистер Хайд» удостоился «Золотого льва». Трагическая история, известная всем со школьной скамьи, собрала все четыре золотые статуэтки главной кинематографической премии США, присуждаемые за визуальные составляющие. Величественная правительница, роковая соблазнительница и продуманный стратег Клеопатра выбрала непростую судьбу, связав себя отношениями сначала с амбициозным завоевателем Цезарем, а затем с падким на лесть полководцем Марком Антонием. Какие мотивы двигали этой загадочной, скрытной женщиной, и была ли она счастлива, можно попытаться понять, начав смотреть онлайн «Клеопатра» в нашем интернет-кинотеатре прямо сейчас.

Съемочная группа

Продюсеры
Уолтер Уэнджер, Питер Леватес
Актеры дубляжа
Лариса Данилина, Анатолий Кузнецов, Владимир Дружников, еще
Композитор
Алекс Норт
Монтаж
Дороти Спенсер, Эльмо Уильямс
Операторы
Леон Шэмрой, Джек Хилдъярд
Режиссер дубляжа
Евгений Алексеев
Сценаристы
Джозеф Лео Манкевич, Рэналд МакДагалл, Сидни Бакмен, еще
Художники
Джон ДеКуир, Херман А. Блюменталь, Хилъярд М. Браун, еще

Знаете ли вы, что

  • Из-за канцелярской ошибки, допущенной студией Двадцатый Век Фокс, Родди МакДауэлл лишился номинации на премию Оскар. Дело в том, что его роль указали, как главную, а не второстепенную. Когда Фокс обратилась к Академии, чтобы исправить досадную ошибку, им отказали, так как бюллетени уже были в печати. Затем Фокс опубликовал открытое письмо в газетах с извинениями перед МакДауэллом: «Мы считаем, что очень важно, чтобы все в индустрии кинопроизводства знали, что Ваша работа в роли Октавиана в фильме «Клеопатра», которая была единогласно признана критиками как одна из лучших ролей второго плана, к сожалению не может претендовать в этом году на премию Оскар из-за досадной ошибки студии Двадцатый Век Фокс».
  • Джозеф Лео Манкевич надеялся, что этот фильм будет выпущен в двух частях по три часа каждая, но студия Двадцатый Век Фокс была против и в итоге появился один 4-часовой фильм, а недошедшие в картину два часа были безвозвратно утеряны. Первая часть режиссерской версии должна была называться «Цезарь и Клеопатра», а вторая – «Антоний и Клеопатра».
  • Сцена, в которой показывался флот Клеопатры, требовала огромного количества лодок и кораблей. В то время считалось, что Двадцатый Век Фокс имел третий по величине флот в мире.
  • На 2016-ый год этот фильм является самым дорогим в истории. Его бюджет в 44 миллиона в 2016-ом был бы эквивалентен 344 миллионам долларов США.
  • Съемки сцены входа Клеопатры в Рим задержались на несколько месяцев. За это время американский ребенок-актер, исполнявший роль 4-летнего сына главной героини стал выше, и его пришлось заменить итальянским мальчиком.
  • В принципе, Дэррил Ф. Занук, не возражал против идеи Джозефа Лео Манкевича сделать два трехчасовых фильма. Однако он также знал, что публика была одержима скандальным романом Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона, а так как Бёртон в первой части бы не появился, то было решено делать все-таки один фильм.
  • Этот фильм считается одним из самых больших провалов всех времен, но, не смотря на это, он был самым кассовым в 1963 году, а в 1966 году ABC-TV заплатила Фоксу рекордные 5 миллионов долларов за два показа фильма.
  • Во время пост-продакшна фильма режиссер Джозеф Лео Манкевич был уволен, но так как у фильма не было никакого изначального сценария съемок, то в руководстве студии поняли, что только Манкевич знал всю последовательность истории, и его пришлось вернуть для завершения работы над фильмом.
  • До съемок в этой картине Элизабет Тейлор уже встречалась с Ричардом Бёртоном на съемочной площадке другого фильма. Тогда она посчитала его грубым и невоспитанным. Однако когда Бёртон появился в свой первый съемочный день на этом фильме, он был с жуткого похмелья и его даже трясло. Тейлор пришлось заботиться о нем, и на этот раз он показался ей очень милым.
  • Джозеф Лео Манкевич никогда не гордился этим фильмом и доделал его только ради своей подруги Элизабет Тейлор. В один момент он даже попытался удалить свое имя из титров фильма.
  • Гонорар Элизабет Тейлор за работу в этом фильме составлял один миллион долларов плюс 10% от всей чистой прибыли. По условиям контракта за первые 16 дней работы ей заплатили 125 тысяч, а потом платили каждую неделю по 50 тысяч. Когда в 1961 году производство фильма было перезапущено в Риме, актриса заработала уже больше двух миллионов. После долгих судебных тяжб (Фокс подал против Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона иск на 50 миллионов долларов и получил ответный иск от актеров) в 1966 году студии все-таки удалось уладить дела с актрисой. В итоге за работу в этом фильме Тейлор получила 7 миллионов долларов.
  • За 65 костюмов Элизабет Тейлор в этом фильме было отдано 194 800 долларов. Среди нарядов было платье, сделанное из 24-каратного золота.
  • Когда было решено выпускать одну 4-часовую часть фильма вместо двух 3-часовых, потребовалось написать 49 страниц сценария для пересъемок некоторых сцен.
  • Некоторые сцены фильма снимались в Египте, но этого могло и не произойти, так как изначально египетские власти отказывались впускать в страну Элизабет Тейлор, так как она была еврейка. Однако они изменили свое решение, посчитав упущенную выгоду экономики их страны от этого запрета.
  • Изначально на главную роль в фильме была утверждена Джоан Коллинз, но в 1958 году после нескольких задержек начала производства она стала недоступна для съемок. После этого продюсер Уолтер Уэнджер рассматривал на роль Клеопатры Сьюзен Хэйуорд, Одри Хепберн и Софи Лорен. Затем Уэнджер предложил роль Элизабет Тейлор. Он позвонил на съемочную площадку фильма «Внезапно, прошлым летом» (1960), где в то время работала актриса, и передал предложение через ее тогдашнего мужа, Эдди Фишера, который и ответил на звонок. Сначала Тейлор отказалась от этого предложение, но когда Уэнджер сделал его повторно, она подумала и сказала, что сыграет Клеопатру только за миллион долларов. Уэнджер согласился на сделку, которая потрясла Тейлор и президента студии Спироса Скураса. Однако когда общественность сильно заинтересовалась тем, что Тейлор может сыграть Клеопатру, студия решила попытаться нанять актрису. В результате 15 октября 1959 года Двадцатый Век Фокс стала первой киностудией, согласившейся заплатить один миллион долларов всего за одну роль.
  • Учитывая инфляцию, только один корабль Клеопатры стоил создателям фильма 2 миллиона долларов.
  • Во время съемок этого фильма у Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона начались любовные отношения. При этом Тейлор в то время была замужем за Эдди Фишером, а Бёртон женат на Сибил Уильямс.
  • Группа женщин, изображающих в фильме слуг и рабов Клеопатры, объявила забастовку, требуя защитить их от сексуальных домогательств итальянских мужчин. В итоге студия наняла специального охранника для статисток.
  • Для съемок фильма было создано 79 декораций и сшито 26 тысяч костюмов.
  • По условиям контракта Рекса Харрисона студия была обязана изображать его на всех рекламных материалах к фильму, где появлялся Ричард Бёртон. Однако на одном рекламном щите это условие не было соблюдено и адвокаты Харрисона подали жалобу. Студия добавила фотографию Харрисона в левый нижний угол, но это не удовлетворило актера. В результате была создана третья версия плаката, на которой Харрисон стоял справа от Элизабет Тейлор.
  • Джозеф Лео Манкевич однажды рассказал Мартину Ландау, что у него достаточно кадров, чтобы сделать фильм под названием «Дальнейшие приключения Октавиана и Руфио».
  • Римский форум, построенный на студии в Чинечитте, был в три раза больше реального.
  • У фильма нет большой финальной битвы, так как у студии не было на это денег.
  • Во время строительства декораций порта Александрии в городе Анцио, рабочие наткнулись на мину времен Второй мировой войны. В результате взрыва погиб один человек и еще несколько получили ранения.
  • Изначально режиссером проекта был Рубен Мамулян, но он был уволен спустя 16 недель после начала съемок. За это время он успел снять лишь 10 минут фильма. Это увольнение стоило студии 7 миллионов долларов.
  • Рекс Харрисон был одним из самых страстных союзников режиссера Джозефа Лео Манкевича. В какой-то момент Харрисон даже предложил отдать свою зарплату, чтобы помочь производству фильма, но Манкевич не позволил ему сделать это.
  • Изначально Мартин Ландау был выбран, чтобы сыграть Евфранора, но когда на роль Руфио долго никого не могли найти, Ландау поменяли персонажа.
  • Первый человек, которого Уолтер Уэнджер предложил в качестве режиссера фильма настаивал на том, чтобы Цезарь в фильме был геем. Однако тогдашний председатель Фокс, Спирос Скурас, сказал продюсеру, что он не наймет его. Он рассуждал так: «К черту историю. Я хочу любовный треугольник с двумя мужчинами и одной женщиной. Один из величайших людей в истории, как гей, кассу не соберет».
  • Согласно биографии Рекса Харрисона студия сделала заказ на изготовление сапог для его персонажа, в то время как Ричард Бёртон использовал дешевую обувь, оставшуюся с предыдущий попытки снять фильм. Харрисон был поражен тем, что Бёртон не жаловался по этому поводу.
  • После того как Рубен Мамулян был уволен с поста режиссера этого фильма, Уолтер Уэнджер и Дэррил Ф. Занук предложили эту работу Альфреду Хичкоку, но тот отказался, предпочтя снять фильм «Птицы» (1963).
  • Перед тем как снимать сцену вступления Клеопатры в Рим создатели опасались за жизнь Элизабет Тейлор. Дело в том, что Ватикан осудил ее скандальные отношения с Ричардом Бёртоном. В итоге во время съемок сцены на улицах присутствовали вооруженные солдаты. Однако когда Тейлор прошла через арку, толпа прорвала все кордоны, но люди сделали это не для того, чтобы навредить актрисе, а выразить ей свою любовь. Когда Тейлор это поняла, она расплакалась и начала посылать всем воздушные поцелуи, вместо того, чтобы оставаться в образе Клеопатры. В итоге сцену пришлось переснимать.
  • Элизабет Тейлор потребовала, чтобы фильм был снят на 70-мм пленку в системе Todd-AO. Дело в том, что она владела правами на эту систему, так как являлась вдовой ее создателя – Майка Тодда.
  • В фильме «Юлий Цезарь» (1953) Марлон Брандо играл Марка Антония. В этой картине актер хотел повторить свою роль, но не смог, так как был занят на проекте «Мятеж на Баунти» (1962).
  • Режиссер Джозеф Лео Манкевич охарактеризовал этот фильм так: «Самые сложные три картины, которые я когда-либо делал».
  • Для того чтобы звезда Элизабет Тейлор была счастлива, председатель Фокс Спирос Скурас организовал для нее доставку чили из ресторана Chasens в Европу.
  • Первый монтаж фильма Джозефа Лео Манкевича имел хронометраж 5 часов 20 минут. Дэррил Ф. Занук прокомментировал увиденное так: «Многие из сцен слишком затянуты, Марк Антоний получился неудачно, а боевые сцены дилетантскими».
  • Во время ранних съемок фильма на студии Пайнвуд в Англии суровые погодные условия английской зимы вызвали пневмонию у хрупкой Элизабет Тейлор. После изнурительного дня проведенного на съемочной площадке актриса, в конце концов, рухнула на пол в своем гостиничном номере в Дорчестере. Для нее был вызван личный доктор Елизаветы II, а в больнице сделана экстренная трахеотомия. После этого Тейлор медленно пошла на поправку. Съемки фильма были прекращены на 8 месяцев и продолжились уже в более жарком климате Рима.
  • После несчастного случая с Элизабет Тейлор съемки фильма прекратились, так как присутствие актрисы требовалось почти для всех сцен фильма. В результате этого 3 января 1961 года режиссер Рубен Мамулян окончательно покинул проект. За ним последовали Питер Финч и Стивен Бойд, которые были вынуждены выполнять обязательства по своим ранним договоренностям.
  • Грандиозные декорации Александрии художник-постановщик Джон ДеКуир перестраивал трижды.
  • Во время съемок морской битвы у берегов Искья один из продюсеров пригласил Ричарда Бёртона и Элизабет Тейлор пообедать на своей яхте. В предоставленной им каюте он заранее установил скрытые камеры в надежде сфотографировать их поцелуи и потом продать эти снимки. Тейлор сразу заметила камеры, и Бёртону пришлось сдерживаться, чтобы не напасть на хозяина яхты.
  • Из-за скандала, связанного с романом Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона, Рексу Харрисону не оказывалось должного внимания. Однако все-таки Харрисон смеялся последним, так как единственный из них получил номинацию на премию Оскар.
  • После болезни Элизабет Тейлор съемки фильма переместились из Лондона в Рим, где не строительство декораций потребовалось столько древесины и прочих строительных материалов, что они стали дефицитным товаром во всей Италии.
  • В то время все итальянские фильмы озвучивались уже после съемок и поэтому плотники не стеснялись шуметь, во время съемок сцен. Джозеф Лео Манкевич часами объяснял им, что ему нужна тишина на площадке.
  • Фокс решил сделать этот фильм в середине 1959 года. Когда в качестве продюсера проекта появился Уолтер Уэнджер, Спирос Скурас, тогдашний президент студии, выделил на производство всего 300 тысяч долларов. Он дал 6 недель на написание сценария и поиски режиссера. Съемки должны были занять не более 4 месяцев, после чего фильм должен был срочно выпускаться в кинотеатрах. По плану Уэнджер должен был играть главную роль вместе с актрисами находящимися на контракте у студии. Однако продюсера это категорически не устраивало, он много лет мечтал сделать фильм о Клеопатре и не хотел, чтобы он стал таким дешевым. С помощью художника-постановщика Джона ДеКуира, который создал эскизы для будущего фильма, Уэнджеру удалось переубедить руководство Фокс . В итоге фильм больше не входил в категорию Б, ему выделили бюджет в 5 миллионов долларов и на главную роль стали рассматривать таких звезд как: Сьюзен Хэйуорд, Одри Хепберн и Софи Лорен, но Уэнджер вспомнил еще одну звезду – Элизабет Тейлор.
  • Десять минут фильма, которые Рубен Мамулян снял за 7 миллионов долларов и которые в итоге в наследство достались Джозефу Лео Манкевичу, в окончательный монтаж фильма не вошли.
  • Контракт Элизабет Тейлор позволял ей выбирать режиссера для этого фильма и когда Рубен Мамулян покинул проект, она была готова одобрить только двух кандидатов на замену: Джорджа Стивенса и Джозефа Лео Манкевича. В то время Стивенс уже работал над фильмом «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (1965).
  • Для съемок этого фильма Элизабет Тейлор имела 65 костюмов. Это стало рекордом, который был побит только в 1986 году. Тогда в минисериале «Грехи» (1986) для Джоан Коллинз было изготовлено 85 различных нарядов.
  • Съемки фильма начались в 1960 году.
  • О 192-минутной версии фильма Элизабет Тейлор высказалась так: «Они вырезали сердце, суть, мотивы, самое ядро и вставили все эти сцены битв. Фильм должен быль быть о трех великих людях, но ему не хватило реальности и страсти. Я посчитала это вульгарным».
  • Когда продюсер Уолтер Уэнджер закончил работу на этом проекте, он завершил свою карьеру.
  • Джозеф Лео Манкевич изначально хотел, чтобы Юлия Цезарь сыграл либо Лоуренс Оливье, либо Тревор Ховард. Однако в то время Оливье управлял Национальным театром Великобритании, а Ховард был занят в затяжной съемке фильма «Мятеж на Баунти» (1962).
  • Финальный сценарий фильма был таким же толстым, как и телефонный справочник Беверли-Хиллз.
  • Мартин Ландау был утвержден на роль в фильме после того как Джозеф Лео Манкевич восхитился его игрой в картине Альфреда Хичкока «На север через северо-запад» (1959).
  • По условиям договора Хьюм Кронин должен был сниматься в этом фильме в течение 10 недель. Однако в итоге он провел вместе со съемочной группой 10 с половиной месяцев.
  • В интервью на радио Роберт Стивенс сказал, что большая его часть в этом фильме была вырзана из окончательной версии фильма.
  • Когда фильм с Мэрилин Монро «Что-то должно случиться» (1962) был отложен из-за перерасхода бюджета и ненадежности звезды, этот проект стал единственным на студии Фокс в то время.
  • Среди множества сцен, вырезанных из 192-минутной версии фильма, были те, где Клеопатра и Цезарь посещают могилу Александра Македонского и там где Клеопатра использует египетское золото, чтобы подкупить римских сенаторов.
  • Когда не было ясно, оправиться ли Элизабет Тейлор от своей болезни, считалось, что в фильме ее заменит Одри Хепберн.
  • Джозеф Лео Манкевич изначально хотел, чтобы Аполлодора сыграл чернокожий актер Джеймс Эдвардс. Однако руководители Фокс не были довольны отношениями между этим персонажем и Клеопатрой и в итоге отдали эту роль Чезаре Данова.
  • На съемках этого фильма, работниками студии было украдено реквизита и другого оборудования на миллионы долларов.
  • Во время съемок фильма Мартин Ландау изучал итальянский язык.
  • Алекс Норт был выбран в качестве композитора фильма после того как Кристофер Манкевич, сын Джозефа Лео Манкевича, сказал отцу, что Норт отлично справился с музыкой для картины «Спартак» (1960).
  • Затянувшиеся съемки этого фильма стоили Мартину Ландау роли в картине Федерико Феллини «8 с половиной» (1963).
  • Изначально на роль Марка Антония рассматривались: Стивен Бойд, Ричард Джонсон, Майкл Дэвид, Питер О'Тул, Питер Финч и Лоуренс Харви. В итоге эту роль получил Бойд, а роль Цезаря – Финч. Но из-за задержек в производстве оба актера были вынуждены покинуть проект.
  • На роль Клеопатры рассматривались Брижит Бардо, Джоан Коллинз, Дженнифер Джонс, Джина Лоллобриджида, Софи Лорен, Ширли МакЛейн, Долорес Майклс, Мэрилин Монро, Ким Новак, Сью Паркер, Милли Перкинс, Барбара Стил, Джоэнн Вудворд и Дана Уинтер. Однако экранные тесты из них сделали только Коллинз и Вудворд.
  • Разгромный обзор, который Джудит Крист сделала на этот фильма, фактически стал началом ее карьеры кинокритика.
  • Во время производства этого фильма президент Фокс, Спирос Скурас, продал тысячу из своих ста тысяч акций студии. Однако когда начали расползаться слухи об отсутствии его веры в студию, он купил их обратно.
  • В роли одной из служанок Клеопатры снялась 16-летняя Франческа Аннис.
  • Ричард Бёртон подарил два меча, которые он использовал на съемках этого фильма, Фрэнки Хауэрду. Комик потом повесил их у камина в своем доме.
  • Стенли Бейкер был настроен, чтобы сыграть Руфио, но отказался, так как не был готов сценарий. Позже он опять выразил желание сделать это, но роль уже отошла Мартину Ландау.
  • Наннэлли Джонсону было выплачено 140 тысяч долларов за редактирование сценария этого фильма, но так как Рубен Мамулян наставила на своем оригинальном сценарии, Джонсону ничего не оставалось делать, как взять деньги за просто так.
  • После картины «Юлий Цезарь» (1953) это был второй фильм режиссера Джозеф Лео Манкевич, в котором Юлий Цезарь и Марк Антоний были главными персонажами.
  • На роль Юлия Цезаря рассматривались такие актеры как: Юл Бриннер, Кэри Грант, Курд Юргенс, Фредрик Марч, Ноэл Коуард, Джон Гилгуд и Питер Селлерс.
  • Когда Милтона Берла спросили видел ли он уже этот фильма, он ответил: «Я никогда не пропускаю картин Хьюма Кронина».
  • На роль Марка Антония рассматривались такие актеры как: Ричард Бейсхарт, Кирк Дуглас, Энтони Франчоза, Лоуренс Харви, Ричард Джонсон, Питер О'Тул и Джейсон Робардс.
  • Когда Джозефа Лео Манкевича уговаривали стать режиссером этого фильма, он работал над адаптацией романа-тетралогии Лоренса Даррелла «Александрийский квартет».
  • Кошмарный опыт съемок этого фильма в сочетании с финансовыми потерями студии практически уничтожили карьеры и репутации режиссера Джозефа Лео Манкевича и продюсера Уолтера Уэнджера.
  • В январе 1988 года в журнале «Films in Review» вышла статья Джеймса Безелинка под названием «Клеопатра Манкевича». Она занимала 16 страниц издания.
  • Для съемок фильма принц Боргезе сдал в аренду свой личный пляж за 150 тысяч долларов. При этом место было все еще заполнено минами со времен Второй мировой войны.
  • Это второй фильм о Клеопатре, который удостоился номинации на премию Оскар в категории «Лучший фильм». До этого был одноименный фильм 1934 года.
  • Яд змеи, используемой для финальной сцены фильма, не был удален из ее клыков.
  • Один из костюмов Ричарда Бёртона позже носил Сидни Джеймс в картине «Так держать Клео!» (1964), которая является пародией на этот фильм. И Бёртон и Джеймс сыграли Марка Антония.
  • Оператор Леон Шэмрой не мог участвовать в пересъемках большинства сцен и поэтому его заменял Клод Ренуар.
  • В то время когда руководство студии решило прекратить съемки фильма из-за грандиозных расходов. Вся команда, от актеров до техников, пошла на значительные уступки по своей зарплате, чтобы все-таки закончить фильм должным образом.
  • Дебютный фильм Джона Элдертона.
  • В 1998 году фильм вошел в список из 400 картин номинированных Американским институтом киноискусства на попадание в Топ 100 величайших американских фильмов.
  • Изначально оператором фильма был Джек Хилдъярд, но после смены режиссера встал вопрос о его замене. Сначала Джозеф Лео Манкевич думал взять итальянского оператора, но руководство студии посчитала, что в Италии нет достаточно квалифицированных людей этой профессии, и поэтому настояло, чтобы режиссер выбрал американского или британского оператора. Шанс поработать над этим фильмом был у Фредди Янга, Милтона Р. Крэснера и Роберта Сертиса, но в итоге эту должность занял Леон Шэмрой.
  • Несмотря на то, что Элизабет Тейлор никогда не просила об этом, в ее распоряжении было целое здание, включающее в себя: кабинет для мужа, гостиную, комнату для париков, гардеробную, гримерную и ванну с душем.
  • В своей автобиографии в 1994 году Майкл Хордерн описал съемки девятиминутной сцены входа Клеопатры в Рим. Он помнил, что голуби, которые должны были вылетать из миниатюрной пирамиды остались в ней, так как их разморила римская жара. Поэтому один из членов съемочной группы должен был скрываться в пирамиде вместе с птицами, чтобы в нужный момент выгнать их наружу. Задание это было весьма неблагодарное, так как голуби испражнялись на него довольно щедро.

Отзывы о фильме «Клеопатра»

Рецензии на фильм «Клеопатра»

  1. Рецензия на фильм «Клеопатра»
  2. B I Правила размещения рецензии
Оформить подписку