Фильм Завод

ivi
7,4
КиноПоиск
7,2
IMDb
7,1
Ваша оценка:
Режиссер
Юрий Быков
Актеры
Денис Шведов, Андрей Смоляков, Владислав Абашин, Алексей Комашко, Иван Янковский, еще
Рабочие на заводе не получают зарплату уже полгода. Новости о предстоящем банкротстве предприятия подталкивают их к отчаянному шагу. Вместе с бывшим спецназовцем они похищают владельца завода, местного олигарха Калугина, и требуют за него большой выкуп. Глава личной охраны бизнесмена со своими вооруженными «спецами» берется отвезти деньги. Ночью они приезжают на завод, где похитители удерживают Калугина. Рабочим больше нечего терять и без боя они не сдадутся.

Съемочная группа

Продюсеры
Юрий Быков, Шарль Чехов, Ольга Айларова
Сценарист
Юрий Быков

Знаете ли вы, что

  • Для Дениса Шведова, исполнившего роль рабочего по прозвищу Седой, картина «Завод» стала пятой совместной работой с режиссером Юрием Быковым.
  • Грим Дениса Шведова занимал целый час, в течение которого ему делали шрам, закрывающий весь глаз.
  • Иван Янковский признается, что в создании образа его персонажа ему частично помог главный герой фильма «Влюблен по собственному желанию», сыгранный его дедом Олегом Янковским.
  • Художник по костюмам Ульяна Полянская на протяжении месяца «засаливала» фактурировочными смесями костюмы артистов, играющих рабочих завода, чтобы в итоге абсолютно новые вещи нельзя было отличить от одежды реальных работяг.
  • Натурные съемки поля и дороги, ведущей к заводу, проходили в Рязанской области.
  • Поиск завода, на территории которого можно было бы организовать съемочный процесс, занял довольно много времени и проходил по всей стране: от Норильска до Москвы. В Москве в итоге нужный объект и был найден – завод железобетонных изделий рядом с метро «Бульвар Рокоссовского».
  • В связи с тем, что съемки велись на территории действующего завода, работать киногруппа была вынуждена только по ночам, до тех пор, пока не приходили настоящие рабочие. В массовых сценах снялись реальные рабочие завода ЖБИ – в своей одежде, со своим «гримом».
  • Съемки фильма проходили в октябре-ноябре 2017 года в течение трех недель, по шесть ночей подряд с одним перерывом в неделю.
  • Съемка сцены перестрелки в полной темноте была снята за две смены, в общей сложности – за 17 часов.
  • Идея фильма «Завод» родилась у Юрия Быкова тогда, когда была завершена работа над фильмом «Дурак» (2014). Однако потребовалось много времени, прежде чем ее удалось реализовать. Режиссера пригласили снимать сериал «Метод», потом предложили работу на проекте «Время первых», затем настал черед съемок сериала «Спящие». «Все это время сценарий был в разработке: идея возникла за короткое время, но дорабатывалась достаточно долго, – поясняет режиссер Юрий Быков. – После «Дурака» я огляделся и понял, что следующей темой, которая будет на пике, станет серьезное расслоение классов. Было ясно, что санкции, кризис повлекут за собой разделение на бедных и богатых и породят конфликт». «Мне очень хотелось сделать не просто авторскую остросоциальную картину, а зрительскую остросоциальную картину. Поэтому это эстетически совершенно другой фильм, он отличается от того, что я делал до этого, – продолжает режиссер Юрий быков. – Это боевик сродни тем, что делает Такеши Китано, или тем, что делают в Азии, когда берут социальную проблему и очень жестко, динамично ее обозначают. «Завод» целенаправленно делался не как арт-хаус или фестивальное кино, а как зрительский фильм с большой аттракционной составляющей». «Для меня этот фильм об отрицании насилия и о тех, кто его провоцирует, – говорит режиссер Юрий Быков. – Об отрицании радикализма. О том, что правда в сочувствии, в милосердии и в понимании, а не в желании добиться справедливости любым способом, не в равнодушии и не в прагматической провокации ради собственного блага. Сейчас страна в равной пропорции разделяется на тех, кто хочет перемен, и тех, кто не хочет. На самом деле перемены нужны, но не радикальные, все должно делаться в балансе. И то, что кто-то отчаянно сдерживает развитие, и то, что кто-то отчаянно пытается форсировать это, в одинаковой степени не продуктивно и нездорово».
  • «Первое слово которое вылетело из моих уст после прочтения сценария – это безысходка, – признается Андрей Смоляков, исполнитель роли владельца завода Калугина. – Это фильм об определенной безысходности. Есть вопрос, есть конфликт, но выхода из него нет. Потому что все возможные выходы, которые может предложить человек (один из них в фильме), не решают проблему. А безысходность потому, что, конечно, человечество может решать эти проблемы, преломляя какие-то морально-нравственные аспекты, но либо не созрело для этого, либо сильно бежит от этого. И в этом большая беда».
  • «Это фильм, который смотришь сердцем, а не глазами. О противодействии человека и системы, – считает исполнитель роли Седого Денис Шведов. – Не питайте иллюзий, люди, что вы кому-то нужны или для вас что-то делается. Помните, что вы можете рассчитывать только на себя». «Каждый вынесет что-то свое, посмотрев «Завод», – убежден Иван Янковский, исполнитель роли Вовки. – Это фильм про справедливость, про борьбу за нее. Про право голоса, про право выбора, про право ошибки, которую ты можешь допустить, и про отголосок, которой может быть будет услышан, а может и нет. И про то, что нужно тратить время на борьбу, потому что эта борьба будет всегда».
  • «Когда я читал сценарий, я смысл видел в одном. И положительный герой для меня был один, – признается оператор-постановщик Владимир Ушаков. – А на протяжении съемок фильма, мне кажется, не только для меня, но и для Юры Быкова что-то начало меняться, фильм начал жить какой-то своей жизнью: и положительность Седого стала не такой однозначной, и Андрей Смоляков вдруг сделал своего героя невероятно мудрым. Для меня смысл фильма, наверное, в монологе Калугина, который говорит о том, что не стоит искать эту справедливость, потому что справедливости нет и никогда не было».
  • «Тема фильма мне очень понравилась, – говорит художник-постановщик Сергей Ракутов. – В нашем российском обществе есть злободневная тема, которая поднимается из года в год, из десятилетия в десятилетие – справедливость. Не зависть, а именно справедливость, не стоит путать. Ни в какой другой стране, ни у одного народа нет такого чувства справедливости. Этот наш вечный вопрос «А почему так?» Почему человек, который 30 лет назад ходил в рваных штанах и был инженером, сейчас миллиардер. А рядом с ним инженер, который ходил в таких же штанах, пенсионер, который получает 14 тысяч рублей. Каким образом это произошло? Почему? И главное – зачем?».

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Разбитая дорога. По ней идет одноглазый человек. Это Седой. У проходной завода его спрашивает сторож: чего не на автобусе? Прогуляться люблю. Так не лето, а тут шесть километров.

На заводе ЖБИ начинается смена. Работяги включают станки, перешучиваются, курят, начинают работать. Открываются ворота цеха. В сопровождении помощников входит хозяин завода Алексей Калугин. На собрании коллектива он объявляет, что работать люди будут до конца месяца. После этого предприятие закрывается, спроса на его продукцию нет. А зарплата? Сейчас денег у меня нет. Как будут – расплачусь. Это когда? Примерно через полгода. А забастовки не боишься? Нет.

После смены рабочие моются, обсуждают ситуацию. По области заводы закрываются один за другим. Остались только химкомбинат и нефтеперерабатывающий комбинат. Но там уже проводились сокращения.

Седой говорит, что деньги надо стрясти с Калугина: он по пятницам ездит к своему приятелю мэру. Заблокировать дорогу двумя КАМАЗами, захватить его и потребовать выкуп. Так ведь это тюрьма! А работы в области нет, один завод закрывается за другим. Седой говорит: думайте, время у вас есть.

После следующей смены Седой спрашивает: что надумали? Согласие на участие в похищении дают Рябой, Пыж, Вовка, Казак и Терехов. Что с оружием? Охотники есть? Есть двустволка, имеется карабин Сайга. А Рябой вспоминает, что у него имеется два автомата с несколькими рожками патронов. Откуда? Молодость бурная была.

Ладно, готовимся. В пятницу приступаем.

Седой с товарищами дежурит на трассе. Едут! На дороге появляется внедорожник Калугина. Люди Седого надевают маски. Грузовики блокируют трасу. Шофер выходит узнать, в чем дело. Охранник говорит Калугину: это за вами. Он достает пистолет и выходит из машины. Раздается выстрел.

Калугина привозят на завод, заводят в цех, запирают в подсобке. Седой набрасывается на Рябого: ты почему стрелял? Так он вылез из машины с оружием, я его попугать хотел. Чтобы без меня не стреляли, понятно? А ты кто тут такой? Калугин кричит из подсобки: надо вам чего?

В подсобку входит Седой. Звонишь, твои люди привозят деньги, мы тебя отпускаем. Вот телефон, звони. И без шуток, убью.

Калугин берет телефон.

Начальник охраны Калугина Туман у себя дома. Из ванной раздается надсадный кашель его жены. Маленький сын говорит ему: маме плохо. Иди спи. Появляется жена Тумана. Она без сил валится на кровать. Звонит телефон. Да, слушаю. Как дела? Плохо. После химии уже несколько ночей заснуть не может. Доктор сказал, что осталось девять месяцев. Что? Еду.

Туман достает из сейфа пачки банкнот, засовывает деньги в сумку, звонит сотрудникам охраны, выезжает. Туман и его сотрудники Веселый, Седьмой, Пономарь встречаются на территории завода. Где сторож? Спит, полностью угашенный. Сам-то как, Туман? Плохо. Жене химия не помогла. Пономарь крестится. Туман раздает своим людям радиотелефоны, называет рабочую частоту. Все проверяют оружие. Ждите. Один пойдешь? Туман подходит к воротам цеха, стучит в них. Ему отпирают. Можно к вам? Не ерничай. Туман показывает, что у него нет оружия. Деньги привез? Я что, ребенок? Вы меня сразу прикончите. Калугина покажите. Из подсобки выводят Калугина: здравствуй, Антон. Где деньги? – продолжает Седой. В багажнике. А багажник где? Давайте так, я принесу вам деньги, вы мне отдадите Калугина. Не держи меня за ребенка. Мы потом из цеха выйдем, вы нас перещелкаете. Ты приносишь деньги, мы выходим с Калугиным, садимся в грузовики, потом высаживаем его на дороге. Ментов с собой не привел? Обижаете. Туман направляется к выходу. Как только ворота открываются, всех ослепляет яркий свет, цех заблокирован сотрудниками СОБРа, они стреляют в воздух. Ворота закрываются.

Охранников выстраивают лицом к стене. Я капитан Дадакин, СОБР. Что вы тут делаете с оружием? Это вы что тут делаете? Мы сотрудники охраны хозяина завода. Разрешение на оружие имеется. СОБРовцам предъявляют служебное удостоверение. Охранникам возвращают оружие. Дадакин говорит, что им позвонил аноним и сообщил о захвате заложника. Туман предлагает Дадакину удалиться: мы сами разберемся. Капитан не соглашается. Тогда Туман звонит полковнику СОБРа, объясняет ситуацию. Потом он передает трубку Дадакину. Тот выслушивает указания начальства.

Туман говорит капитану: без обид. Там шестеро в масках. Лохи, глаза телячьи, выправки никакой. Есть один одноглазый, огнестрел, похоже. Он матерый. Он у них главный. Вы в сторонке постойте, мы Калугина вытащим, а вы потом с ними сами разберетесь.

Туман берет сумку с деньгами, заходит в цех. Он объясняет: менты не со мной. Седой: не верю. Менты ничего не решают. Все в силе? Менты мне не нужны. Чего ты хочешь? Оставь деньги, мы тут покумекаем. Туман оставляет Седому радиотелефон, называет частоту и выходит.

Люди Седого обсуждают сложившееся положение. Надо с ментами перетереть. Нет, сдаваться надо. Ну, потекло говно по трубам! Давайте его убьем. Тогда мы сядем. Убьем – сядем, не убьем – все равно сядем. Калугин кричит из подсобки: точно, сядете. За вами похищение и ранение человека. Седой говорит товарищам: если кто не согласен – на выход. Мы тут не за деньги, а борцы за идею. Когда про нас по телевизору расскажут, вся страна узнает. Глядишь, срок скостят.

Заходит Туман: что решили? Седой говорит: привези журналистов и прокурора. Пусть Калугин на камеру расскажет, как он завод сливал.

Туман спрашивает: чего решили? Седой рассказывает ему об идее с приглашением прокурорских и журналистов.

Через некоторое время Туман приводит в цех журналистов и сотрудников прокуратуры. Седой проверяет у них документы. Оператор устанавливает камеру. К ней подводят Калугина. Журналистка просит его рассказать о том, почему случилось его похищение. Калугин начинает рассказывать про кризис, про то, что объемы строительства резко сократились, продукция ЖБИ осталась невостребованной. Его перебивает Седой: ты лучше расскажи о том, что двадцать лет болта ржавого в производство не вложил, что заставлял работяг вкалывать по 12 часов, что не платил им по три месяца. Расскажи, как твои охраннички в 90-е пачками людей в лесок возили и закапывали там, как ты губернатора своего протолкнул, чтобы область вся под тебя прогнулась, как твои люди в Госдуме тебя покрывают, как в баньке в приватизацию за гроши завод себе захапал. Журналисты завершают съемки и уезжают.

Туман и его люди, которые изображали прокурорских, выходят из цеха. Они начинают ссориться. Все оказалось напрасно: Седой сказал, что будет дожидаться, когда репортаж пойдет в эфире. Ссора между охранниками перерастет в драку. В нее вмешиваются СОБРовцы и укладывают охранников на землю. Они веселятся: приземлили-таки этих козлов. Туман с разбитым лицом поднимается, подходит к Дадакину: извини, капитан. Дадакин отдает приказ, СОБР уезжает.

Седой и его люди продолжают спорить. Менты уехали – но это замануха! Надо брать деньги и валить. Рябой говорит, что с него хватит: я выхожу. Седой говорит: только попробуй. Рябой целится в него из автомата: а что ты сделаешь? Он выходит из цеха и сдается Туману и его людям. Я не в теме. Я хочу уйти и в клетку не попасть. Отпустите? Туман спрашивает: адреса знаешь? Какие адреса? Не прикидывайся. Туман отдает приказ, Веселый усаживает Рябого в машину, и они уезжают.

Калугин пытается успокоить Седого: если бы завод прибыль приносил – я бы его не стал банкротить. Седой говорит: я бы тебя голыми руками задушил, чтобы твой голос поганый не слышать. Чем мы тебя хуже? Ты совсем не знаешь, как люди живут, как из нищеты на зубах вылезти пытаются.

В ворота цеха стучит Туман: открой! Чего тебе? Дело есть. В открытые ворота влетает сумка. Седой командует: ложись! Все падают на землю. С максимальной осторожностью сумку открывают. Там лежит женская и детская одежда и обувь. Работяги узнают вещи своих близких. Начинается бунт, никто не желает и дальше рисковать, когда речь идет о жизни близких. Рябой, гад, выдал!

Вовка, который оставил дома больную мать, наводит на Седого ружье и требует, чтобы он отпустил Калугина. Седой стреляет в Вовку, тот падает, раненный в живот и грудь. Раздаются выстрелы. Это охранники Калугина вошли в цех. Они ранят Пыжа и Казака. Седой тащит Калугина в подсобку, с ними Терехов.

Седой расстреливает распределительный щит, в цехе гаснет свет. Седой выходит из подсобки и вступает в перестрелку с Туманом и его людьми. После того, как погибают Веселый и Седьмой, оставшиеся в живых охранники выходят из цеха. Через некоторое время Туман без оружия приходит в цех. Он говорит работягам, что СОБР вызвал Седой. Он вас обманул, ему не грабеж нужен, а революция. Оставшиеся в живых рабочие (Казак и Вовка погибли) покидают цех. Туман говорит: я войду сюда через час. Если не отпустишь Калугина – сюда войдут совсем другие люди. Оставшись вдвоем, Калугин и Седой ведут дискуссию на тему «есть ли в жизни правда и справедливость». Калугин утверждает, что эти субстанции в природе отсутствуют. Он предлагает Седому застрелить его тут же: ты же знаешь, кто за мной стоит. Если программа выйдет в эфир, мы оба до суда не доживем. Мне какая разница, что меня убьет. А ты людей ненавидишь не меньше, чем я. И все это ты просто затеял ради мести. Хочешь, чтобы всем было хреново, как тебе.

Туман разговаривает по телефону с полковником. Через час он входит в цех. СОБР блокирует вход. Открывается дверь, оттуда выходят Туман (он несет сумку с деньгами) и Калугин. Капитан Дадакин отдает команду: штурм! СОБР входит в цех, звучат выстрелы. Туман отдает Пономарю ключи от машины: отвези шефа. А ты? Прогуляюсь. Машина уезжает. Туман выходит за проходную. Охранник удивляется: пешком, что ли?

Отзывы о фильме «Завод»

  • polll_91 -2
    Эх Юра,Юра,ну получились у тебя снять хорошие фильмы "Жить","Майор",потом "Дурак" снизил уровень который ты задал,теперь вот "Завод"... Посмотрела я конечно до конца из уважения и актерского состава,вот зачем снимать почти такой же фильм как "Дурак",но тут логики в происходящем еще меньше,да хорошие актеры,четкие разговоры,но вот становится с каждым последующим фильмом ощущение что утрировать и оголять правду жизни уже и не стоит.Я ставлю 7,но сказать что мои ожидания не оправдались мало.
  • Irina 1
    Завод на котором куют и убивают революционеров. Спасибо за фильм всей команде!
  • Albert 1
    Чудо произошло. Быков ставит в каждом фильме вопросы, на которые нет правильных ответов. Очень глубоко копает он. Для любителей хэппи энда есть же голливудские фильмы про рождество и т.д.
  • Congo 0
    Для полноты картины хочу процитировать выдержку из Вики: Процент сословий от населения на 1870 год: дворянство 1,20 ; духовенство - 0,90 ; мещане - 9,20 (так до сих пор и не могу понять кто такие мещане); крестьяне - 81,50 ; казаки - 6,50 ; иностранцы - 0,27 ; прочие - 0,43. Соответственно позднее из крестьянства выделились рабочие. И становится абсолютно понятно, откуда появились "железные люди" Перовская, Желябов, Фигнер, Ленин, Сталин и т.д. После
  • Congo 0
    место придут шакалы поменьше и повторится всё тоже. А простой народ, рабочие, крестьяне, т.п. будут всё так же работать за то, что дают шакалы, боятся заявить о своих недовольствах, как-то противодействовать шакалам и надеятся на будущее, потому что у всех семьи, дети, старые родители и т.п.. В царской России перед 1й мировой и революциями положение рабочих (даже тех, кто работал на самых крупных заводах и фабриках) и крестьян было настолько ужасное, что они бы позавидовали
  • Congo 0
    Суперский фильм про наше прошлое, настоящее, будущее. Пока работала юристом насмотрелась на всяких бизнесменов и предпринимателей, у которых нет границ ни моральных, ни даже логических, они используют любую возможность для обогащения, а уж о бизнесменах крупного масштаба, практиковавших в 90х и говорить нечего. Поэтому, так же как и в царской России, самый сильные шакалы будут снимать стружку насколько возможно, а потом с награбленным убегать на запад в Ниццы, Лондоны и т.п., на их место
  • Андрей 1
    Фильм отражает эпоху нашего российского бытия, нашу действительность и показано это здорово, но как же плохо, что чуда не произошло, а справедливость так и не пробилась в сердца и разумы минуя стены человеческого малодушия. Как бы криво не звучало, но это не фильм снятый о людях, это просто документальная жизнь в художественном кино. Зритель так и не увидел героев, так и не дождался справедливости. Бессмысленная пустая жертва и безнадёжность!
  • Андрей 2
    Безнадежность нашей реальности, чуда не произошло. Фильм хорош, но только кто от этого выйграл? Не хочу нагонять конечно, но Калугин остался жив, и это как то символично.
  • Den 1
    Я конечно не профессиональный критик. И возможно многого не заметил с разных углов обзора. Но одно я знаю точно фильм меня заставил побывать в тех нервозных условиях в которых были главные лица этого киношедеврища (говорю так громко потому что не часто выпадает возможность насладится игрой своих актеров и в целом смелостью сценаристов).Я говорю от души, от свежей мысли благодаря недавнему просмотру. Я говорю искренне, а верить или не верить это дело каждого...
  • Jurik 3
    И всё-таки чего у фильма не отнять, так это блистательных актёрских работ. Колоритнее всех выступил актёр Абашин в роли переговорщика. Надо было назвать фильм "Переговорщик".

Рецензии на фильм «Завод»

  1. Рецензия на фильм «Завод»
  2. B I Правила размещения рецензии
  • Оценка фильма
    5 из 10

    Завод

    Общее впечатление: Ну как бы не то, что я ждала… У Быкова успела посмотреть 2 ленты — «Дурак» и «Майор». Обе мне понравились своей остро-социальной темой, да к слову, все у режиссера остро-социальное. И вот настал черед «Завода». Остросюжетный боевик, который переносит меня прямо на завод к обычным работягам… Читать далее
  • Оценка фильма
    4 из 10

    "Жизнеутверждающий" киноаттракцион

    Смотрел новый фильм Юрия Быкова с неподдельным интересом. Было интересно, что режиссёр покажет зрителю на большом экране. Как оказалось — всё довольно средненько. Первое, что бросается в глаза, — фильм преисполнен излишнего пафоса. Диалог хозяина завода с рабочими строится таким образом, чтобы показать самоуверенность власть имущего, но выглядит это чрезвычайно избито… Читать далее
  • Оценка фильма
    5 из 10

    Скандальный Завод

    Новый фильм Быкова чуть ли не с самого начала съёмок был окружен скандалами. То фанаты режиссёра обиделись на него за резкую смену взглядов в сериале “Спящие” (который кстати, больше похож на брюзжание бабушек у подъезда, чем на работу серьёзного режиссёра), то сам Быков обиделся на их обвинения и объявил, что уходит из кино (и ушёл снимать кино)… Читать далее
  • Оценка фильма
    7 из 10

    Код "Справедливость"

    Режиссер и сценарист Юрий Быков (сериал "Метод", "Дурак"), открыто декларирующий в своих работах прямолинейность стиля и умение задавать простые, но не всегда удобные вопросы, в начале сентября прошлого года представил свою новую работу "Завод" на одном из крупнейших мировых фестивалей в Торонто… Читать далее
  • Оценка фильма
    6 из 10

    Мы с приятелем вдвоем работали на дизеле

    Юрий Анатольевич Быков за свою десятилетнюю карьеру плотно закрепился в умах зрителя в качестве народного режиссера. Его фильмы вызывают неподдельный восторг благодаря мастерскому сочетанию житейской простоты и точной морали. Тривиальные сюжеты разворачиваются непредсказуемым образом, каждый раз оставляя ощущение неопределенности… Читать далее
Оформить подписку